Изредка я думаю о том, как могла бы выглядеть главная улица Минска, не прокатись по городу разрушительная война. Дело не только в застройке, хотя застройка исторической Захарьевской-Советской улицы кардинально повлияла бы на образ теперешнего города. Она была значительно у́же и выполнена в других пропорциях, а это должно было сказаться на дальнейшем развитии уличной сети столицы и может быть даже трассировке метро. Генеральный план Минска 1940-года оставлял Советской высоту в 4-5 этажей, усиливал ее структуру несколькими площадями, но не расширял — она оставалась относительной узкой, соразмерной именно довоенному масштабу города. Сложилась иначе: вся центральная часть Советской (позже проспекта имени Сталина, Ленина, Скорины, теперь Независимости) перестроена в классических пропорциях, а вместе с тем застройка заменена на неоклассическую. Прокладка улицы сохранилась на множестве фотографий, так как на момент начала работ стала крупнейшим инфраструктурным проектом Минска, и я предлагаю эти фотографии рассмотреть.
Первый послевоенный генеральный план Минска готовился в 1944-1946 годах, но еще до его принятия начались подготовительные и даже некоторые строительные работы на центральном участке. Так, в 1945-м утверждены красные линии проспекта, что, в частности, позволило начать и довольно быстро сдать комплекс Комитета государственной безопасности, во всех профильных книгах скромно называемый «административным зданием».
В 1947-м прошел закрытый конкурс на проект проспекта от створа площади Независимости (тогда Ленина) до площади Победы (тогда Круглой). Победил в нем Парусников, ставший впоследствии магистральным архитектором улицы. Он заложил единую схему: 12-метровые тротуары и 24-метровая проезжая часть, что в сумме дает 48 метров ширины. Кроме того, Парусников ограничил высоту зданий 21-23 метрами, доведя пропорцию между мостовой и домами до 1:2,1-2,3, сделав таким образом улицу «парадной».
На всем протяжении участка задумана рядовая посадка взрослых 25-30-летних деревьев. Выбрали липы:
В начальной точке проспект спрямляется, уходя в сторону от бывшей трассы Советской улицы. Освободившийся участок позже займет гостиница «Минск»:
Основные работы по подготовке подушки и полотна, прокладке коммуникаций и озеленению начинаются в 1948-м году. Да, проект был настолько масштабный, что лишь спустя четыре года после деоккупации получилось приступить к его реализации. Будущая главная улица столицы поначалу выглядела так:
Хотя рабочим уже помогали машины и механизмы, ручного труда хватило всем:
Укладка канализационных труб:
Асфальтирование:
Участок улицы от площади Независимости до места расположения в будущем цирка в основном был завершен к 1949-му. В то время обрамление проспекта еще не было закончено — он шел буквально между стройплощадок:
Этот снимок очень сильно заретуширован, но насколько красноречив!
Новое дорожное полотно на Октябрьской (тогда Центральной площади). Впереди видно преграждающее путь здание реального училища:
В этой точке проспекта были проведены крупные земляные работы по подсыпке грунта, сделавшие спуск в пойму Свислочи более пологим:
Место, где улица упиралась в здание училища:
Асфальтирование этого участка. Будущая площадь еще представляет собой хаотическое нагромождение разрушенных в войну домов. Выделяется остов костела святого Томаша Аквинского:
Проспекту понадобился новый широкий капитальный мост. Выполнен он по проекту великого архитектора Заборского:
Площадь Победы, тогда Круглая, заложена по генплану 1940-го года и после войны только сменила число направлений, став четырехлучевой вместо пятилучевой:
Трассировка исторической улицы Захарьевской между теперешним цирком и площадью Победы. Видно, что будущее полотно легло севернее прошлого:
Наконец проспект дошел до перекрестка с нынешней улицей Козлова, завершив формирование центральной парадной части, но впереди строителей ждало еще очень много работы, которая в целом была завершена к 1955-му. Тогда он вышел за те пределы Минска и влился в старое московское шоссе.