С точки зрения наполнения автобусных парков Минска подвижным составом наш город сейчас чисто «мазовский», а в советское время был «икарусный», но с заметной долей продукции Львовского и Ликинского автозаводов. Однако в годы смены эпох случился небольшой период опытной эксплуатации разного рода экзотики. Экзотики условной: какие-то из моделей на самом деле являлись весьма распространенными в мире, но до Минска доезжали в единичных экземплярах; в других случаях на линии могли быть задействованы машины, нехарактерные для городских условий. Подсобирал для отдельного поста кое-каких воспоминаний и снимков.
Начать я хотел бы с модели ЛиАЗ-5256, которая по факту была ультрараспространенной на пространстве бывшего СССР и присутствовала в полусотне экземпляров в Минске, но по моему мнению в сюжет этого поста попадает.
Автобус стал массово приходить в столичные автопарки в 1989-м и длился этот процесс до 1991-го, до распада Союза. Модель была призвана заменить морально устаревшие «луноходы» ЛиАЗ-677 и неприспособленные для больших пассажиропотоков мегаполиса ЛАЗ-695, но до конца план не довели.
Когда модель 5256 появилась на улицах Минска, она вызывала ощущение космического прорыва по сравнению с существующей техникой. Но автобус сильно коптил, плохо прогревался зимой, был шумным и ломучим, служил недолго и до нулевых доехали лишь некоторые экземпляры. Последние машины были списаны к 2008-му году, а финальная ушла в утиль в 2012-м, фактически простояв под забором парка четыре года.
В целом ЛиАЗ-5256 считался удачной моделью для своего времени, поэтому собирался на разных предприятиях под другими названиями. В Беларуси его производили в Лиде и выдали наименование «Неман-5201»: городская версия в Минск не поставлялась (а в той же Лиде все еще на ходу), зато приезжала пригородная 52012. Но даже пригородная изредка становилась на городские рейсы:
Впрочем, столица быстро от машины избавилась, уж не знаю по каким причинам.
Помимо этого город эксплуатировал один экземпляр МАРЗ-52661, очередной клон ЛиАЗ, на этот раз Мичуринского авторемонтного завода:
Также по городу рассекал единственный ЛАЗ-5252, который хоть и внешне схож с ЛиАЗ, но схож только из-за примерно одних сроков разработки и общей советской школы промдизайна:
Вообще логика «взять на пробу одну модель» четко прослеживалась у минских автопарков. Город выбирал, в какую сторону развивать подвижной состав, но в итоге нишу полностью занял, как вы знаете, МАЗ.
В том числе Минск изучал опыт эксплуатации следующего поколения венгерских Ikarus. В столице работал автобус большой вместимости модели 415:
Он же слева с коневозкой:
Также в Минск приехала сочлененка Ikarus-435:
В целом это были неплохие автобусы, но тут подкачал сам завод — он умер.
В 1996-м город купил чешский автобус Karosa B 741. Его эксплуатация была удачной, он проработал до 2008-го, а вот производитель отдал богу душу еще в 1997-м.
Тогда же в 96-м на пробу был куплен европейский хит городских автобусов Mercedes-Benz O345 Conecto, проработавший в 5-м парке до 2009-го:
Впрочем, уже во второй половине 90-х стало понятно, что судьба города это МАЗ, в это время начало развиваться первое поколение белорусских автобусов, никак не уступающее большинству зарубежных. И сейчас, когда на конвейере уже третье их поколение, все остается на своих местах.
Некоей экзотичностью можно только посчитать присутствие коротышей 226-й модели на отдельных малонагруженных маршрутах города:
Вообще в нулевых у Минска был план внедрять для маршрутов разной нагруженности автобусы формата «пони», хотя в итоге от этого решили отказаться ради унификации модельного ряда. Также на 109-м (иногда) и 146-м (всегда) маршрутах работали и работают по сей день микроавтобусы, например, Crafter:
А вот заезжали ли на них экземпляры ЗИЛ-3250, бывшие в управлении «Минсктранса» некоторый период, я достоверно не знаю.