Это не ветер, это слезы ностальгии. Музей общественного транспорта в Минске

Это не ветер, это слезы ностальгии. Музей общественного транспорта в Минске
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Ничем не могу объяснить свою любовь ко всякого рода транспорту, просто с этим живу. Всюду, где бываю, обязательно стараюсь прокатиться именно на общественном транспорте — метро и поезда так вообще обязательно, остальное опционально. Про профильный музей в Минске знал, но никогда не бывал просто потому, что все его экспонаты живы у меня в памяти, а отдельные еще живы у наших соседей 😎 Однако появилась мысль сводить в него младшего сына и уже на месте стало понятно, что музей вполне тянет на отдельный поход, особенно если с детьми — там можно полазать по салонам, посидеть за рулем и просто пофоткаться. Отцы будут тихо утирать слезы ностальгии.

Музей работает по адресу Партизанский проспект, 6. На самом деле это Ремонтно-механический завод, теперь «Служба энергохозяйства «Минсктранса», просто несколько помещений и площадка выделены под организацию экспозиций.

Работает он со вторника по субботу, вход стоит 5 рублей для взрослого. Пятилетнему дитю билет не понадобился.

На проходной встречает человек и проводит в отдельное помещение, обилечивает, рассказывает, что можно смотреть и трогать, а что нельзя. Кроме того, объясняет, в какие экспонаты можно заходить — в те, у которых разблокированы двери. Они легко открываются руками.

На территории завода:

Музеи я не люблю, так что просто сообщу о наличии экспозиции в зале. Там в основном всякие документы, детали, модели общественного транспорта.

Варианты компостеров. Я помню все!

Кроме того, в зале экспонируются мотоциклы, велосипеды и группа старых автомобилей. Особой логики в наполнении коллекции не нашел (а мотоциклы было бы неплохо помыть):

Теперь переходим на открытую площадку. Здесь полная свобода действий — крупная техника почти вся открыта, мелкая закрыта, но трогать, щупать, обнимать никто не запрещает.

Есть немного мелочи, включая очень олдовый «автозак»:

Неканоничная белая «Волга» такси:

Зато каноничный белый с желтым РАФ, символ маршруточного Минска периода СССР. Такой, например, ходил от моей Ангарской на Комаровку. Прикольно, что последнюю РАФ-маршрутку я видел в Бресте в 2003-м году и даже прокатился на ней, удивившись тогда абсолютно непродуманным габаритам салона. В детстве все казалось органичнее.

Явно какой-то кинореквизит:

Однако перейдем к самому вкусному — «взрослому» общественному транспорту. Сразу скажу, коллекция странноватая в том смысле, что здесь нет по-настоящему легендарного ЛиАЗ-677 (но на картинках из музея он мелькал), нет городских «Икарусов» обоих поколений, только крайне редкая модификация с двумя дверьми. Нет МАЗ-101, первого формально белорусского автобуса.

Техника местами в очень плохом состоянии. Музей, я всегда считал, предполагает некое восстановление ее, пусть чисто визуальное, но здесь машины стоят как есть. Кроме того, внутри пыльно, никто не убирает.

КаВЗ:

Закрытый ПАЗ-672, похоже, это тот самый, что я нашел несколько лет назад в Степянке:

А вот длинный ТролЗа-62052 стоит открытым. Их было в Минске всего несколько штук в 5-м депо, но прокатиться удавалось не каждому. Машина получилась люто ломучей, больше стояла под забором, чем работала. Думаю, на 22-м маршруте не работала никогда ;)

Классический ЗиУ-682, но после капремонта на «Белкоммунмаше». Ну, классика классик, хотя прокатиться на нем еще не составит большого труда, выехав в Украину или Россию:

Его кабина (расшитый вариант для организации учебного процесса):

За рулем 256-го «красного» «Икаруса». О последней поездке на таком делал пост в блоге.

Откровенно скучная машина АКСМ-201, белорусский троллейбус второго поколения. Не знаю, почему их так быстро отставили от работы в Минске, когда в регионах они гоняли (а может еще и остались в единичных экземплярах) много лет после:

Настоящий символ Минска, трамвай РВЗ-6М2, точнее, его салон. В этом чудовище удивительнее всего то, что интерьер и экстерьер не менялись почти на протяжении 30 лет. Последние экземпляры, выпущенные в 1988-м году, повторяли фактически то, что сконструировано и отрисовано было в конце 50-х!

Кабина в подтеках от многочисленных слоев краски была в моих воспоминаниях всегда такой :) То есть кабина в РВЗ всегда выглядела как декорации для фильма про постапокалиптическое будущее:

В салоне ЛАЗ-695, городского и пригородного трудяги львовского производства. Великая машина, конечно. Кто в ней не потел, тот просто был мертв!

В салоне МАЗ-105 с вариантом исполнения двигателя в шкафу. Глазами в регионах еще пытаюсь найти такие машины, но, похоже, все, теперь только в музее:

Интересно, что за рулем более поздних автобусов/троллейбусов (на фото ниже «Неман» белорусского производства) мне сильно комфортнее за рулем — то есть, люди явно стали крупнее в целом :) Попереключал передачи, но там под полом совсем все плохо. Как на этом ездили…

Честно, я прям хотел залезть в ЛиАЗ-677, вот в такой, но не судьба…

Впрочем, удовольствие получено!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎