Мне кажется Минск уже дошел до того уровня автомобилизации, когда пора применять меры по сдерживанию его дальнейшего роста. Хорошо чувствуется рост числа личных автомобилей под Новый год — из года в год. За несколько дней до 31 декабря в городе начинают образовываться заторы, причем на особо загруженных магистралях они могут превращаться в настоящие пробки как во взрослых городах. Каждый год заторы затористее, красных зон на карте Яндекса больше, дискомфорта и нервозности хоть отбавляй. Ну и дворы… Время идет, ничего не меняется: абсолютное большинство минских дворов сверх всяких норм оккупировано тачками, а ситуация пущена на самотек. В отдельных местах горожане пытаются бороться с наплывом машин, устанавливая шлагбаумы «для своих», но своих так много, что не слишком помогает. Наверное, один из наиболее характерных дворов расположен на углу Немиги и Победителей, захватывая 1-е и 3-е строения по проспекту, а также часть «Дома Мусинского». Осенью там наконец поставили шлагбаум, настало время оценить эффект.
Любой минчанин-водитель должен знать этот двор. С одной только стороны: там абсолютно бесполезно искать парковочное место в любое время суток. Место бойкое, вокруг множество офисов, кафе-закусочные, магазины, торговые центры, а парковаться особо негде. Нет, формально есть паркинги: на Немиге, 3 и в составе Galleria Minsk, но это ж надо платить грошы.
Осенью прошлого года на въезде в арку появился шлагбаум, что, само собой, абсолютно логичный шаг местных жителей. Без шлагбаума сюда «на пять минуточек» заезжали и жук, и жаба, превращая и без того узкие проезды в месиво из машин. Кроме того, во дворы вынуждены заезжать многочисленные грузовички, подвозящие продукты для супермаркета в цокольном этаже «Дома мод», а еще KFC, Domino’s, «Гурмана» и Fabriq.
Короче, двор вполне можно было считать самым суровым местом города в плане парковки, что осложнялось еще и узким въездом, а также вечном занятым съездом с развязки Немиги и Победителей, не позволявшим машинам быстро выезжать с дворовой территории на улицу.
Что теперь?
Шлагбаум работает в усиленном режиме, постоянно пропуская машины, снующие туда-сюда. Движение если и стало менее интенсивным, то как бы не особо.
Парковочные места как будто немного появились. Во всяком случае приткнуть машину уже есть возможность, но это могла быть и случайность, так как мест практически нет.
Двор дома №3 (жилое здание):
Подъезд к школе ощерился столбиками, не дающими бросить тачку для тех, кому только «быстренько за документами заскочить и уехал»:
Машины все так же оставлены с заездом на пешеходный тротуар:
Впрочем, и двор 3-го дома максимально каличный.
Обстановка во дворе на Победителей, 1 («Дом мод»):
Кто-то застолбил себе места через установку антипарковщиков:
Отдельная плоскостная стоянка рядом, дооборудованная во время одной из реконструкций дворовой территории. Нашлось одно место:
А это уже территория, прилегающая к «Дому Мусинского». Найти место почти нереально — все как и было:
— А из нашего окна площадь Красная видна. А у вас?
— Полная жопа.
Я ходил по этим дворам, которые знаю с юношеских лет как облупленные, и могу сказать вот что: платные места для хранения личных машин независимо от близости жилья уже не перспектива, а необходимость. Здесь не нужно никаких революций, нужно воспользоваться наиболее удачным опытом из стран, где автомобилизация достигла угрожающих размеров намного раньше Минска. Для местных — серьезные скидки, для пришлых — заградительные тарифы. Хочешь заскочить «на пять минуточек», отъедая пространство у сограждан, плати в кассу.
Середина буднего дня. Что это?
Особенно тревожен тот факт, что шлагбаум не решил никаких проблем. Ключи от него (вероятно, в виде звонка на мобильный номер) расплодились настолько широко, что не оставили шансов местным на нормальную жизнь.
Ну а самое плохое то, что так выглядит 99% дворов Минска в час пик. Угол Немиги особенный: здесь час пик круглосуточный.
Готов греться в комментариях.