Невозможно представить Минск без этого жилого комплекса. Квартал авторства творческого коллектива Шпигельмана, Круся и Ковалькова задумывался на Парковой магистрали как важный элемент окантовки водно-зеленого диаметра столицы, но стал даже большим — он стал символом нашего города, еще одним ее открыточным видом, демонстрирующим достижения советской архитектурной мысли. Строился квартал бессовестно долго: площадка первого дома была освоена в 1975-м году, а последний был сдан аж в 1992-м, но, несмотря на это, комплекс смотрится целостно и органично. Посмотрим ближе.
Натан Шпигельман прожил всего 53 года, но оставил огромный след на образе Минска. Под его авторством построен Пригородный вокзал, комплексы полиграфкомбината и завода имени Орждоникидзе на площади Якуба Коласа, несколько «номенклатурных» домов в центре, больница скорой помощи, разработаны типовые серии жилых домов. Архитектор свободно работал с разными стилями, легко переключился с неоклассики сталинского периода на модернизм брежневской эпохи, любил выразительные объемы и формы, явно тяготел к брутализму. Чего стоит только НИИ Почвоведения и агрохимии в Курасовщине!
В 1961-м он стал руководителем «Минскпроекта» и в этой должности выступил в том числе автором квартала на Парковой магистрали. Его соавторами стали Валентин Крусь и Борис Ковальков (к окончанию работы над проектом Борису Ивановичу было всего 26 лет, он жив и руководит сейчас застройкой Смолевичей). К слову, Натан Шпигельман был женат на Людмиле Гафо, создавшей два генплана Минска и умершей в возрасте 102 лет в 2022-м.
Один из набросков облика Парковой магистрали авторства Валентина Круся. Угадывается будущая гостиница «Планета» (но без второго корпуса), комплекс Минтруда и даже высотный акцент, не реализованный тогда, но позже ставший ЖК «Славянский». Жилой квартал еще выглядит не таким, каким вышел по итогу, но черты определенно узнаваемы.
Всего было построено семь зданий переменной этажности. Некоторые из них формально разделены на корпуса, оставаясь при этом единым целым, другие имеют только один адрес. Минимальная высота в комплексе составляет девять жилых уровней, при этом два последних дома (они смотрят на современный проспект Машерова) выше не поднимаются. Остальные переходят на 10, 12, 14 и даже 16 уровней (дома №№43, 47, 51, 53 по Победителей).
Редкий снимок с бисквитной фабрикой в кадре. Той, что сейчас мы знаем под брендом «Слодыч» в промзоне Радиальной улицы:
Фоном для стритфишинга:
Классический вид примерно нулевых годов, если судить по логотипу оператора Velcom на билборде:
Современные снимки, сделанные мной в этом теплом сезоне:
Натан Шпигельман не дожил до начала строительства квартала. Высотки начали возводиться в 1975-м году и сдаваться очередями. Так, первым заселился корпус 43-го дома в 1980-м (что, к слову, возможно и объясняет разделение этого и соседнего здания на несколько адресов — они попросту сдавались не сразу), затем в 1981-м весь дом №39 — угловой на Победителей/Машерова.
После новые квартиры сдавались в квартале в 1982-м, 1983-м, 1984-м, это позволило практически полностью сложить его лицевую сторону, выходящую на Парковую магистраль, ныне проспект Победителей. Как я уже говорил, позже остальных были построены девятиэтажки со стороны теперешнего Машерова — они заселены в 1989-м и 1992-м.
Подземная рампа для универсама «Заславль» во дворе дома:
Бывший «Заславль», теперь «Соседи»:
И вообще во дворах:
Объекты соцкультбыта сдавались как это обычно бывает несколько позже. Школа №48 существовала и ранее для жителей двухэтажек Грибоедова, но в связи с увеличением числа жителей была построена в 1984-м школа №36. Упомянутый уже универсам был сдан в 1987-м, а кафе «Лявоніха» (теперь здание занимает медицинский центр «Кравира») в 1989-м. Наконец самым последним открылся дом быта, это случилось аж в 1993-м году, то есть на возведение всего квартала ушло 18 лет, если считать от момента освоения площадки.
Изначально дома были более темных оттенков и покрыты плиткой типа кабанчик кофейного цвета. Покрытие их термошубой и осветление уже продукт современной эпохи.
Оригинальная плитка кое-где осталась в облицовке балконов:
Балконы вынесены за объем здания на железобетонных консолях:
Вероятно, вообще все балконы имеют оригинальную плитку, если ее не сняли сами хозяева. Однако большинство застеклено:
Важный элемент зданий — навесные полки под горшки. Скорее всего коллектив авторов задумывал для высоток богатое вертикальное озеленение силами жителей, но теперь в таком исполнении оно запрещено. Полки остались исключительно декоративным элементом:
Особенность этого квартала еще и в наличии в нем пятикомнатных стометровых квартир, просто космически роскошных с точки зрения площади по тем временам. Очевидно, как минимум часть квартала предназначалась для людей более ровных среди равных.