Промзона «Интеграла»-«Керамина» в бодрящей зимней прогулке

Промзона «Интеграла»-«Керамина» в бодрящей зимней прогулке
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

К сожалению, в Минске не осталось крупных промзон, по которым я бы еще не гулял: обхожены и отсняты Радиальная, Харьковская, Тростенецкая, Западный узел, Колядичи, Шабаны, площадка Радиаторного завода, территория МАЗа. Похоже, промка в Курасовщине-Асаналиева, сформированная вокруг заводов-гигантов «Интеграл» и «Керамин», последняя не появлявшаяся в этом блоге. Уже исправлено!

Промышленную зону в Курасовщине логически и физически разделяет улица Кижеватова: по одну ее сторону главную роль играет объединение «Интеграл», по другую «Керамин». Периметр же площадки ограничен улицами Казинца, Корженевского, Серова, а также МКАД и железной дорогой Минск-Гомель:

Старейшим предприятием на ней является 10-й кирпичный завод, ставший основой и составной частью «Керамина». Кирпичный еще в 50-х потянул за собой создание спального райончика вдоль улицы Серова, который я фотографировал несколько лет назад. Следующим по хронологии вырос ламповый завод, уже через два года после появления перепрофилированный в «Транзистор». Тот в свою очередь ныне является филиалом производственного объединения «Интеграл».

Главное высокотехнологичное предприятие страны по-прежнему является работодателем для нескольких тысяч (!) человек и работает в основном на экспорт. Помню, дюжину лет назад в южнокорейском технопарке довелось познакомиться с боссом тамошней конторы-производителя мелкой электронной техники — элементную базу он закупал именно на «Интеграле». Правда, в целом я слабо себе представляю номенклатуру завода и вообще с удовольствием бы побывал на экскурсии… Даже больше: интересно посмотреть на крупные предприятия страны независимо от формы собственности: приглашайте, денег мне не нужно никаких, я чисто за контентом.

Узнаваемый облик центральной проходной:

Далее в ряду идет «Завод полупроводниковых приборов», который, как я понимаю, является частью РУП «Электроника»:

Стильная модернистская входная группа, идеально подходящая такому предприятию:

«Электроника» является предприятием, ставшим знаменитым благодаря одноименным наручным и настенным часам, карманным играм и прочей бытовой мелочевке. Как я уже подметил в инстаграме, «Интеграл» сыграл большую роль в становлении и воспитании советских и постсоветских детей именно благодаря своим развлекательным устройствам 😎 Ну и, конечно, кто не мечтал о часах с секундомером!

Его проходная:

Производственное объединение потребовало построения сильных транспортных связей с городом, поэтому прямо между его заводами выстроена диспетчерская станция «Курасовщина». Хорошо помню троллейбусную схему в салонах 80-х и 90-х годов, где особенно удивляла трасса 51-го маршрута: с Кижеватова он поворачивал на Корженевского, проезжал до площади Казинца, там разворачивался и только после этого заезжал на отстой. Теперь-то мне понятно, что таким образом происходил развоз трудящихся вдоль нескольких проходных.

Не сбавляя темпа иду дальше. Завод «Транзистор», как раз тот, с чего все и начиналось для «Интеграла». Его административный корпус прикрывает основной рабочий цех:

Проходная:

В узком безымянном проезде между заводоуправлением и легкоатлетическим комплексом:

Вот комплекс:

Еще какое-то здание в составе «Транзистора»:

В этой части промзоны есть еще и «второй слой», на котором расположен полиграфкомбинат, но дорога к нему оказалась перекрыта, так что продолжаю путь. Вдалеке НИИ радиоматериалов, на переднем плане гипермаркет «Корона»:

Неподалеку от гипера, то есть на перекрестке Кижеватова и Корженевского, расположится конечная станция третьей линии метро «Слуцкий Гостинец» (открытие, видимо, в лучшем случае в конце 2023-го), а кусок промзоны займет и метродепо «Слуцкое», должно быть построенное к запуску пассажирского участка.

Депо это уже за Корженевского, то есть на той половине промышленной территории, где как бы главенствует «Керамин». Вон его главная проходная:

А это корпуса и общежития Минского государственного областного лицея. Это общеобразовательное, а не профессиональное учреждение, здесь обучаются дети, желающие получить углубленные знания по определенным предметам для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения.

Вглубь промзоны уходит улица Асаналиева. Она, к слову, разорвана наполовину — в одной части жилье, в другой вот предприятия.

Справа от меня ОАО «Крион», суровое предприятие, выпускающее медицинский и технический кислород, азот, аргон, различные газовые смеси.

Перекресток Асаналиева и переулка Стебенева. Дальше по курсу «Белхимэнерго» (строительная организация в системе «Белнефтехима») и «Промбурвод», производитель насосов и всего, что связано со скважинами:

Я на переулке. Административный корпус ЗАО «Севзапмонтажавтоматика», занимающегося монтажом, наладкой и ремонтом систем автоматического регулирования в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, систем газопотребления, паровых и водогрейных котлов, строительством линий электропередач.

Удивительно, но тут оказалось какое-то гнездо маршрутных такси. Видимо, где-то рядом сервис, специализирующийся на их ремонте и обслуживании.

Транспортная проходная «Керамина» как раз в самой старой части промзоны:

Виды вокруг:

Финальный рывок. Слева от меня ОАО «Белрыба», одно из крупнейших в стране переработчиков рыбной продукции. Справа корпуса «Белфармации»:

Вот она:

Улица Стебенева, проходящая параллельно МКАД для обслуживания промзоны, в том числе транспортного обслуживания маршрутными автобусами:

Тут и закончим.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎