К сожалению, в Минске не осталось крупных промзон, по которым я бы еще не гулял: обхожены и отсняты Радиальная, Харьковская, Тростенецкая, Западный узел, Колядичи, Шабаны, площадка Радиаторного завода, территория МАЗа. Похоже, промка в Курасовщине-Асаналиева, сформированная вокруг заводов-гигантов «Интеграл» и «Керамин», последняя не появлявшаяся в этом блоге. Уже исправлено!
Промышленную зону в Курасовщине логически и физически разделяет улица Кижеватова: по одну ее сторону главную роль играет объединение «Интеграл», по другую «Керамин». Периметр же площадки ограничен улицами Казинца, Корженевского, Серова, а также МКАД и железной дорогой Минск-Гомель:
Старейшим предприятием на ней является 10-й кирпичный завод, ставший основой и составной частью «Керамина». Кирпичный еще в 50-х потянул за собой создание спального райончика вдоль улицы Серова, который я фотографировал несколько лет назад. Следующим по хронологии вырос ламповый завод, уже через два года после появления перепрофилированный в «Транзистор». Тот в свою очередь ныне является филиалом производственного объединения «Интеграл».
Главное высокотехнологичное предприятие страны по-прежнему является работодателем для нескольких тысяч (!) человек и работает в основном на экспорт. Помню, дюжину лет назад в южнокорейском технопарке довелось познакомиться с боссом тамошней конторы-производителя мелкой электронной техники — элементную базу он закупал именно на «Интеграле». Правда, в целом я слабо себе представляю номенклатуру завода и вообще с удовольствием бы побывал на экскурсии… Даже больше: интересно посмотреть на крупные предприятия страны независимо от формы собственности: приглашайте, денег мне не нужно никаких, я чисто за контентом.
Узнаваемый облик центральной проходной:
Далее в ряду идет «Завод полупроводниковых приборов», который, как я понимаю, является частью РУП «Электроника»:
Стильная модернистская входная группа, идеально подходящая такому предприятию:
«Электроника» является предприятием, ставшим знаменитым благодаря одноименным наручным и настенным часам, карманным играм и прочей бытовой мелочевке. Как я уже подметил в инстаграме, «Интеграл» сыграл большую роль в становлении и воспитании советских и постсоветских детей именно благодаря своим развлекательным устройствам 😎 Ну и, конечно, кто не мечтал о часах с секундомером!
Его проходная:
Производственное объединение потребовало построения сильных транспортных связей с городом, поэтому прямо между его заводами выстроена диспетчерская станция «Курасовщина». Хорошо помню троллейбусную схему в салонах 80-х и 90-х годов, где особенно удивляла трасса 51-го маршрута: с Кижеватова он поворачивал на Корженевского, проезжал до площади Казинца, там разворачивался и только после этого заезжал на отстой. Теперь-то мне понятно, что таким образом происходил развоз трудящихся вдоль нескольких проходных.
Не сбавляя темпа иду дальше. Завод «Транзистор», как раз тот, с чего все и начиналось для «Интеграла». Его административный корпус прикрывает основной рабочий цех:
Проходная:
В узком безымянном проезде между заводоуправлением и легкоатлетическим комплексом:
Вот комплекс:
Еще какое-то здание в составе «Транзистора»:
В этой части промзоны есть еще и «второй слой», на котором расположен полиграфкомбинат, но дорога к нему оказалась перекрыта, так что продолжаю путь. Вдалеке НИИ радиоматериалов, на переднем плане гипермаркет «Корона»:
Неподалеку от гипера, то есть на перекрестке Кижеватова и Корженевского, расположится конечная станция третьей линии метро «Слуцкий Гостинец» (открытие, видимо, в лучшем случае в конце 2023-го), а кусок промзоны займет и метродепо «Слуцкое», должно быть построенное к запуску пассажирского участка.
Депо это уже за Корженевского, то есть на той половине промышленной территории, где как бы главенствует «Керамин». Вон его главная проходная:
А это корпуса и общежития Минского государственного областного лицея. Это общеобразовательное, а не профессиональное учреждение, здесь обучаются дети, желающие получить углубленные знания по определенным предметам для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения.
Вглубь промзоны уходит улица Асаналиева. Она, к слову, разорвана наполовину — в одной части жилье, в другой вот предприятия.
Справа от меня ОАО «Крион», суровое предприятие, выпускающее медицинский и технический кислород, азот, аргон, различные газовые смеси.
Перекресток Асаналиева и переулка Стебенева. Дальше по курсу «Белхимэнерго» (строительная организация в системе «Белнефтехима») и «Промбурвод», производитель насосов и всего, что связано со скважинами:
Я на переулке. Административный корпус ЗАО «Севзапмонтажавтоматика», занимающегося монтажом, наладкой и ремонтом систем автоматического регулирования в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, систем газопотребления, паровых и водогрейных котлов, строительством линий электропередач.
Удивительно, но тут оказалось какое-то гнездо маршрутных такси. Видимо, где-то рядом сервис, специализирующийся на их ремонте и обслуживании.
Транспортная проходная «Керамина» как раз в самой старой части промзоны:
Виды вокруг:
Финальный рывок. Слева от меня ОАО «Белрыба», одно из крупнейших в стране переработчиков рыбной продукции. Справа корпуса «Белфармации»:
Вот она:
Улица Стебенева, проходящая параллельно МКАД для обслуживания промзоны, в том числе транспортного обслуживания маршрутными автобусами:
Тут и закончим.