Белорусское законодательство довольно строго регламентирует размещение и содержание рекламы: например, собственники телевизионных каналов и печатных СМИ ограничены в объеме рекламных вставок, а наружку до недавнего времени нужно было согласовывать с местными органами власти (сейчас остались только паспорта рекламного объекта, а за содержание с нарушениями наказание прилетает постфактум). Но есть у рекламщиков одно окно возможностей, которым они активно пользуются — это количество плоскостей наружки в различных форматах. Закон никак не ограничивает рекламный шум, обрушивающийся на прохожих и водителей в городской среде. Нет специфического законодательства, оговаривающего невозможность повесить очередной мегаэкран напротив жилых домов (жители домов могут бороться с его яркостью — и только); нет никакого законного ограничения на билборды, растяжки, тумбы, пилларсы и лайтбоксы — их количество и качество определяет архитектор. И Минск в плане рекламного давления давно уже город не для людей, а для желающих сбыть свои товары и услуги. Предлагаю посмотреть как залита рекламой улица Немига, самый центр столицы республики Беларусь.
Понятно, рекламы много в любом крупном городе. Моя претензия заключается скорее в том, как, в каком объеме, форматах и дизайне до нас пытаются достучаться. Я скорее о том, что рекламу нужно убирать там, где без нее можно обойтись (как со стен станций метро) и о том, что городу давно нужен единый дизайн-код для вывесок и рекламных плоскостей. Сейчас — винегрет.
Для поста я взял улицу Немигу, вероятно, самую проходимую либо вторую по трафику улицу города после центральной части проспекта Независимости. Вслед за людским трафиком, понятно, подтягиваются рекламодатели. На Немигу они подтянулись уже давно.
В самом начале улицы под мостом развязки с проспектом внимание пытаются перехватить билборды, говорят, самые дорогие по стоимости аренды в городе:
Вывески магазинов и заведений в отсутствие единого дизайн-кода превращаются в кашу из цветов и мигающих светодиодов:
KFC всячески старается удержать прохожего и затолкнуть в закусочную: мало вывески самого заведения, надо добить еще и плакатом с актуальной промоцией в двух метрах от двери.
Взгляд человека перескакивает на соседнюю плоскость, а там конкурент:
Я не сельский ханжа, попавший в объятия большого города, а оттого раздраженный здешними порядками, отнюдь. Реклама нужна и людям, и Минску, но ей не нужно загаживать все свободное пространство и хотя бы пытаться приводить в единообразный вид.
Форматов, плоскостей, технологий на одной улице столько, что улицы за ними почти не видно.
Тумба. Вы знали, что на тумбы у нас монополия в руках государственного агентства? С чего бы?
Один из самых беспринципных и наглых форматов — мимикрия под дорожную информационную табличку:
Остановка-реклама:
Парад трэша: архаичная растяжка, формат времен палеолита, практически исчезнувший во всем мире; табличка-паразит на столбе; лайтбокс с плакатом дизайна 90-х; ЖК-экран. Все в обзоре одного взгляда. И это одобрил профессиональный архитектор :)
Ужас:
Рекламные молоточки нежно стучат по мозгу горожанина: тынь-тынь, тынь-тынь.
Этот торец торгового дома выглядит катастрофически плохо уже так много лет, что я к нему даже привык. Но экран мне все равно не нравится, он слишком яркий, потому что выкручен на полную — экран не светит ни в один жилой дом, гуляй, рванина!
Пять форматов в одном кадре. Куда смотреть, кому нести мои деньги?
Теперь на другую сторону.
Несколько лет назад под информационные таблички для автолюбителей стали мимикрировать и социальные месседжи. Насколько реально водителю рассмотреть это фуфло и успеть отделить его от полезной информации выше? «Благодарим за культурное вождение» — это обязательно писать здесь? Глупость.
Супер, супер, супер, супер, супер, супер, супер, супер, супер, МТС:
Когда мы придем к власти, эксплуатация животных на потеху публике будет запрещена первым же указом:
Кому мало рекламы на триста метров улицы, я принес вам еще!
И еще!
А вот этот вход и бегущую красную строку придумал минимум профессор рекламных дел, а утвердил доцент кафедры антигуманной городской среды архитектурной академии:
Кстати, а помните здесь стоял только один билборд? Вот уже какое-то время работает и ЖК-экран. Как жаль, что он работает в беззвучном режиме, ведь кто-то может и не заметить.
В мире будущего горожанин будет иметь право на безусловный доход от навязчивой рекламы в городской среде, на просмотр которой он никоим образом не давал никому согласия.