Красно-желтые рижские трамваи модели РВЗ-6 (и ее модификаций М/М2) — это эпоха! Они выпускались с 1960-го по 1987-й, а в Минске отпахали 42 года, уйдя на покой только летом 2008-го. РВЗ-6 оказался настолько удачным, что сумел пережить следующую модель завода РВЗ-7, так и не доведенную до серийного масштаба. На сегодняшний день «рижане» остаются в эксплуатации лишь в Хабаровске, а в Минске имеется один вагон в качестве музейного экспоната. Предлагаю вспомнить историю модели в цифрах, датах и, конечно, снимках — их много!
Трамвай пошел в серию в конце 1960-го и выпускался вплоть до декабря 1987-го. Википедия утверждает, что последний экземпляр с заводским номером 6008 отправился в Коломну, однако в Минске работал вагон с заводским №6015, собранный как раз в декабре 1987-го, так что с большой долей вероятности последний или один из последних был все-таки у нас.
Впрочем, первые партии пришли в белорусскую столицу лишь через 6 лет после начала производства: они поставлялись мелкими дозами в течение 1966-го и к концу календарного года их накопилось 20 штук. Минску, к слову, попался 1000-й экземпляр модели, из чего можно сделать вывод, что к середине 60-х РВЗ-6 были уже очень распространены по СССР.
Первым порядковым номером в депошном исчислении был 249-й, а вот это, например, 257-й:
Легкий рельсовый транспорт всегда имел поклонников среди любителей, поэтому, в отличие от других видов, тщательно фотодокументирован, более того, зачастую в цвете. В 1987-м году в Минск приехала группа немецких трудящихся, целый день отснимавших трамваи в разных локациях, благодаря чему мы сегодня имеем богатейший материал. Вот 261-й бортовой, последний экземпляр до модификации М (улучшены тележки), ему на фото уже 19 лет:
РВЗ-6М поворачивает на площадь Свободы на фоне еще целехонького Малого гостиного двора. 1967-й год:
Прошло 20 лет, и наш герой все так же в строю:
Служили «рижане» примерно 20 лет, рекорд у машины с бортовым №379: она отпахала 28 лет, но последние годы после капитального ремонта силами депо и Дзержинского экспериментального механического завода, о чем я расскажу попозже. Без капиталки наибольший стаж накатал №408 — 26 лет:
Отличительной особенностью ранних экземпляров был заводской логотип на передней маске в виде кириллических букв РВЗ и красной звезды:
Но вскоре он сменился на латинские литеры RVR на фасадах спереди и сбоку:
Иногда логотипа не было вообще. В одних случаях такое решение не объяснялось ничем, в других размещением на маске «розетки» для подключения второго вагона. «Розетка» являлась признаком перехода на модификацию М2, как раз и разработанную под возможность работать в двух- и трехвагонных поездах.
«Семерка» на разобранной ныне линии вдоль Партизанского проспекта:
Если это не совершенная красота, то что тогда?
«Розетка» на фасаде:
На разворотном кольце «Озеро»:
Уникальный цветной снимок трамваев РВЗ-6 и МТВ-82, сделанный в 1979-м году. МТВ-82 был основной рабочей машиной до прихода «рижан»:
Постановка на рельсы после схода:
«Храните деньги в сберегательной кассе» («если они у вас, конечно, есть»):
Еще действующий ус в сторону Станкостроительного завода на улице Октябрьской:
И он же в съемках фильма «Стиляги». Задействован был 488-й бортовой, «сталинская высотка» на фоне пририсована при помощи электронно вычислительной машины:
Строительство подземного перехода с остановками-островками на улице Козлова:
Пробка на Варвашени (теперь Машерова):
С распадом СССР минские трамваи начали перекрашивать в разные ливреи. Хотя классическая красная-желтая оставалась в ходу параллельно, город получил синие, зеленые, белые трамваи — какие-то оставались в новых цветах под откатанную рекламу, какие-то выкрашивали иначе по ходу текущего ремонта.
Пятитысячный экземпляр РВЗ-6М2, например, работал в такой «обертке»:
Был и такой аппарат:
Наибольшее распространение из «альтернативных» ливрей получила желто-зеленая или желто-красная. Кажется, ее выбрали под окрас немецких «Дювагов» из Дюссельдорфа, полученных Минском в качестве помощи в нулевых годах:
Рекламные варианты:
В конце 90-х отдельные вагоны проходили капитальный ремонт с полной заменой кузова от Дзержинского завода. Ремонт делался в депо и продлевал жизнь машинам на несколько лет. Выглядели они после него «квадратно»:
В 2008-м, как я уже писал, все «рижане» включая в кузове Дзержинска были отставлены от работы и списаны. До 2016-го для нужд депо использовался вагон №385 как грузовой (общий стаж в итоге 36 лет):
А последним ушел на пенсию сетеизмеритель в 2018-м, отслужив на благо минчан 36,5 лет:
На этом эпоха РВЗ-6 была закончена. Лампового, дребезжащего, как будто ссутулившегося трамвайчика нашего любимого Минска.
Вечная память в хорошем смысле!