Один день Минска 13 апреля 1979-го года на спутниковом снимке. Каким был город и каким стал

Один день Минска 13 апреля 1979-го года на спутниковом снимке. Каким был город и каким стал
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В конце прошлого года я обнаружил в интернете неизвестный мне ранее спутниковый снимок Минска, датированный 13 апрелем 1979-го года. Снимок невероятно хорошего качества, полученный каким-то разведывательным аппаратом США и обнародованный в рамках их программы организации бесплатного доступа к фотографиям планеты из космоса. Детализации снимка достаточно, чтобы легко распознать известные и неизвестные места и здания города и, соответственно, сравнить с текущим положением дел. Кроме того, я не поленился подобрать различные исторические фотографии описываемых локаций, чтобы еще больше погрузиться в этот день, в 13 апреля 1979-го. Получился эпически огромный пост, но он доставит удовольствие, обещаю!

Столь хорошее качество снимка обеспечено спутником типа KH-9 Hexagon. На фюзеляже аппарата устанавливалась мощная камера, которая делала фотографии в автоматическом режиме, а затем коробку с отснятыми пленками отправляла на землю, точнее, в Тихий океан, откуда ее вылавливали военными самолетами. К 1979-му году человечество уже умело делать снимки на видиконы, электронно-лучевые трубки, и отправлять их на землю по радиоволнам, но качество тех снимков было на порядки ниже пленки.

Кроме того, 13 апреля 45 лет назад над Минском не было облаков и дымки, а снег уже сошел. Вообще это был первый по-настоящему весенний теплый день в сезоне, воздух прогрелся до +16 градусов.

Начнем, конечно, с вокзала. Кругами я обвел павильоны подземного перехода на платформах станции, а также здание автовокзала «Центральный», достоявшего до XXI века и уступившего место ТРЦ «Галилео». Подземный переход сохранен, отремонтирован и служит минчанам по-прежнему — в следующем году ему 60 лет.

В какой-то смысле уникальный снимок: павильоны перехода уже есть, но надземный переход до конца еще не разобран, хотя наверняка не используется. При этом отстаивающиеся вагоны расцеплены в том месте, где на дальних путях долгое время сохранялся служебный проход. Отстой в итоге вынесли в пригород, увеличив число рабочих платформ станции, хотя произошло это сильно-сильно позже.

Автовокзал по проекту Якова Шапиро:

Его снос в 2007-м:

В день пролета американского спутника-шпиона над Минском залинейная часть города на месте теперешних кварталов Жуковского — Воронянского представляла собой гигантское поле частного сектора. Реально, целый океан усадебной застройки:

С земли (вдалеке башни «Ворот города»):

Да и окрестности Привокзальной площади выглядели иначе. Например, куда более целостным смотрелся университетский городок, продукт творческого дуэта архитекторов Ивана Запорожца и Георгия Лаврова первых советских лет:

На месте нынешнего факультета международных отношений и старого здания «Макдональдса» располагалась стела:

С 1979-го студгородок лишился трех зданий. Ради строительства станции метро «Площадь Ленина» было снесено сразу два, включая некогда главный корпус БГУ (но ему уже построили новый). Уже в наше время под ковш пошел бывший медфак с прозекторской, в котором мне даже довелось побывать абитуриентом университета — в нем располагалась приемная комиссия, когда я поступал.

Девчонки во дворике БГУ: левее бывший главный корпус, правее медфак.

На площади Независимости (тогда Ленина) еще нет главного корпуса Педуниверситета, он будет построен лишь 10 лет спустя, о чем был отдельный пост в свое время. И отдельный об истории формирования самой площади.

На Немиге новая улица уже разорвала Раковское предместье и Верхний город, а вот «Дома Мусинского» нет, начаты работы по фундаменту в его северо-восточной части и только. Пост, ясное дело, тоже такой был.

На площади Свободы просматривается малый гостиный двор (обведен кружочком левее). На Центральной (теперь Октябрьская) еще не снесена трехэтажка: она помешает стройке дворца Республики и тогда только пойдет в утиль. Да, а кафедральный костел пока светский спортивный объект.

Трехэтажка на Октябрьской (кстати, был хороший пост об истории возведения дворца):

Костел, перестроенный в спортзал:

Расколупали:

На этом секторе в кадр попала пивная «Ясень», размещавшаяся на месте православной церкви, перестроенной из костела Святого духа при базилианском монастыре. Костел восстановили, однако служит он сейчас мирским целям в качестве детской филармонии. Также на снимке открытая площадка музея Истории Великой Отечественной войны.

В рамках подготовки этого поста сам для себя сделал открытие, что до «Ясеня» еще был красивенный павильон «Фрукты»!

Пивнушка тут в кустах, других снимков не имею:

Кстати, об интересных утерянных зданиях Минска выходил пост, вот!

Стадион «Трудовые резервы» на Немиге:

Сейчас бы круто смотрелся…

На месте и лабиринт улиц Татарской слободы, практически полностью деревянной, малоэтажной и неустроенной (пост о ней):

Начинается стройка квартала Шпигельмана, на месте Стелы еще кусочек частного сектора:

Пока еще пыхтит бисквитная фабрика, позже снесенная под организацию сквера на берегу Свислочи (переедет на улицу Радиальную, а в наше время запустит бренд «Слодыч»). В кружке стройка гостиницы «Беларусь»:

На земле:

Вообще направление Парковой магистрали (теперь проспект Победителей) фактически малоосвоено и только-только включается в хозяйственную жизнь города. Павильон постоянной экспозиции Госстроя БССР (теперь здесь ТРЦ «Замок»):

Частные усадьбы на месте теперешнего парка Dreamland. Обращает внимание уже открытая развязка с Орловкой, хотя до замыкания второго транспортного кольца далеко.

О Веснянке не напоминает вообще ничего. Фотографию ее строительства я добавил сюда чисто из академического интереса — до стройки несколько лет:

Ведутся работы на месте центрального корпуса Института физкультуры и общежития при нем. Сюда он переедет с площади Якуба Коласа:

Поселок Пионерский (пост о нем) на месте, он будет сменен на коттеджи Дроздов лишь в нулевых:

Кстати, у белорусского фотографа Василия Семашко в фэйсбуке нашлись уникальные снимки Пионерского, дающие представление о том, как он выглядел (выглядел ожидаемо):

Деревня Ржавец, куда еще до нулевых годов ходила автолавка, настолько далеко это было. Теперь на ее месте микрорайон Лебяжий:

Снова вернусь поближе к центру. Площадь Победы уже не Круглая, но форма остается прежней — она будет таковой до строительства станции метро, которая и сменит круг на овал:

На перекрестке Тростенецкой, Партизанского, Аранской и Ленина на месте специализированная автозаправочная станция для автобусов (в кружочке). Видно разворотное кольцо напротив «Коммунарки». Развязки с железной дорогой, ясное дело, пока нет — до нее 30 лет.

Уникальный снимок, где видна и АЗС, и переезд, и даже немного разворотное кольцо:

Здесь в кружочке я показал место одной из будущих «кукуруз» на Хоружей. А стрелкой указал на автостанцию «Веры Хоружей», которая после переехала на Кульман, а место у Комаровки освободила под диспетчерскую станцию. Ее я неплохо помню из детства.

Формируется окончательный вид улицы Кульман, идет строительство «Цента», а «Доллар» уже на месте:

Готовится принять покупателей универсам «Рига», чудо советского ритейла, невиданное минчанами до тех пор. А вот полоса вдоль Сурганова пока остается в виде частного сектора:

Площадь Бангалор (в 1979-м, к слову, не имевшая названия вообще) на месте, а квартала Некрасова-Беды нет:

Строятся дальние микрорайоны Зеленого Луга:

Я снова на центральном проспекте. Обращает внимание отсутствие башни завода «Луч»:

Проходная завода была сделана со стороны бульвара Толбухина и представляла собой отдельно стоящее здание с портиком, о котором я до подготовки этого поста даже не знал.

«Маяк Минска» задолго до своего появления:

Идет строительство 15-го корпуса БНТУ, в народе прозванного «Кораблем», но на самом деле отсылающего к образу самолета:

А Уручье представляет собой пока еще одноименную деревню, которой я даже нашел снимок:

Военный городок Восточный остается закрытым обособленным и цельным населенным пунктом, который сольется с Минском спустя 20 лет:

Двигаюсь по кольцевой по часовой стрелке. Зачатки Шабанов, должных было расплодиться до шести микрорайонов, но остановившихся на двух:

Это Лошица :)

Еще дальше. Заложен квартал Асаналиева, гнездо девятиэтажек по 335-му проекту:

Серебрянка в целом уже на месте, но 9-й микрорайон пока остается хаотичным полем огородиков и самодельных дачных домиков:

Конечно же, работает аэропорт «Минск», еще даже не имеющий приставки «1», потому что в 1979-м никакого второго и не было.

На этом скриншоте обозначено самое первое здание зала ожидания и администрации аэропорта, позже перестроенное в медсанчасть авиаузла. Оно просуществовало вплоть до освоения квартала Минск-Мир в сильно перестроенном виде, а возникло еще в довоенное время как и микрорайон-спутник улицы Короткевича. Не проложена Аэродромная улица через сортировочную станцию — под нее придется снести две трехэтажки на Брилевской.

Аэропорт:

Третий дальний дом будет снесен ради прокладки второго кольца:

Вообще до замыкания второго транспортного реально далеко. Не то что моста через сортировку… только-только начинаются работы по прокладке проспекта Жукова через море разливанное частного сектора:

Проспекта Дзержинского тоже нет. О прорубании дорог Минска у меня был роскошный пост!

Брестское шоссе разделяет будущие микрорайоны Брилевичи и Малиновка:

Деревня Дворицкая Слобода еще только располовинена МКАД, но как цельный населенный пункт пока существует. Частично сохранилась по сей день.

Положено начало массивам Юго-Запада:

В то же время Пушкинская площадь (тогда Притыцкого) уже на месте, хотя полоса под гостиницу «Орбита», кинотеатр «Аврора» и далее — еще частный сектор:

Правда, заканчивается Притыцкого на заводе печатных плат. После него поля, ветер и надежда на светлое завтра.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎