На 100% уверен, что мое мнение непопулярно и встретит массу критики, но что поделаешь. Я искренне убежден, что Минск заигрался в бездарную жанровую скульптуру, а повальная установка светодиодных инсталляций должна быть запрещена законом. Ну одна, две, но двадцать две — зачем? Плохо еще и то, что в ряду плохих инсталляций больше не видно на самом деле хороших. Современному городу не нужны отлитые в бронзе коровы и зодчие в рубище, скульптура это вообще искусство высокого уровня, должное воспитывать вкус, а не опускаться до уровня «о, прыкольно».
Скульптурный Минск неразрывно связан с творчеством Владимира Жбанова, наиболее плодовитого и обласканного городскими властями художника. Без сомнения, он был по-своему талантливым человеком и хорошо вписывался в госзаказ, хотя и приложил немало усилий к тому, что Минск двинулся именно в сторону жанровой скульптуры. Причем если начинал Жбанов с работ даже философских («Девочка с зонтиком» как рефлексия на тему трагедии на Немиге 1999 года), то чем дальше, тем примитивнее.
Эталонно дурной работой я считаю композицию «Семья» возле ЦУМа, окончательно испорченную колхозной будкой из зеркального стекла, символизирующей витрину магазина.
Жбанов вылепил «Фотографа» у Комаровки, «Банщика» у бани №7, «Зодчего» на Независимости. Я искренне не понимаю, зачем городу это несовременная, даже архаичная скульптура. Чтобы радовать приезжих возможностью делать снимки в вайбер?
Жбанов умер скоропостижно. Был очень плодовитым и напланировал еще кучу похожих скупльтур. Citydog.by писал на этот счет: «У Владимира Жбанова было много идей по установке скульптур в разных местах Минска – иной раз даже доходило до договоренностей, но многие изваяния так и остались в эскизах и пластилиновых моделях.
На посмертной выставке работ автора весной 2014-го были выставлены эскизы на «Монмартре» – сквере художников возле ратуши: там Жбанов хотел поставить своего «Художника». У здания национальной школы красоты на улице Мельникайте – «Королеву красоты», у гостиницы «Минск» – «Швейцара», у «Чижовка-Арены» – «Поединок» двух хоккеистов, у минской детской филармонии – «Дирижера», в сквере у Тракторного завода – «Смеющихся», в Лошицком парке – «Царскую охоту»».
Разумеется, «украшал» город не только Жбанов. Сергей Бондаренко вылепил кошмарных цирковых артистов у здания цирка. Их, конечно, можно только снести:
Игорь Зосимович в соавторстве с Екатериной Зантарией по заказу администрации рынка «Западный» сделали «Торговца Антося» со свиньей подмышкой:
Мотивация? «Он приехал из деревни, чтобы продать на базаре гуся и поросенка. Надеемся, работа вызовет воспоминания о былых временах и желание снова прийти на рынок» — так объяснил заказчик.
Скульпторы Куприянов и Харабериш пошли дальше и сваяли буслоу, взлетающих над площадью Независимости. Я даже не знаю, что и сказать, кроме «Господи, зачем?»
Трэш:
А недавно кто-то в исполкоме прочухал, что «красиво» можно еще делать при помощи светодиодов, обматывая ими каркас, изображающий какой-нибудь предмет. Это было окей, пока не начало плодиться со скоростью мушки дрозофиллы. Зубр, МАЗ, трактор, какие-то лоси, лошади — господи, что происходит? :)
Город — это не развлекательная площадка, его не наполнишь смыслами при помощи таких примитивных приемов. Город, конечно, должен транслировать свою значимость через визуальное искусство, но разве Минск это дядька Антось со свиньей под боком и тетка с собачкой? Какое она вообще имеет отношение к Комаровскому рынку? Нам больше нечего сказать?
Интересно, что белорусская городская скульптура выродилась буквально за 20 лет, превратившись в детсадовское понимание своей роли — чтобы было прикольно.
Скульптура — это язык города, концентрированная трансляция его основных достижений, застывшие свидетельства чего-то по-настоящему значимого, а не голое пузо банщика у входа в баню на потеху публике.