В СССР всерьез рассматривался вариант строительства мощного аэропорта между Минском и Вильнюсом, чтобы сэкономить денежки на инфраструктуре, но каким-то образом все переигралось, и Беларусь получила отдельный новый авиахаб, известный как «Минск-2». Вильнюс, к слову, так и не получил. Место для него было выбрано аж на землях Смолевичского района, что потребовало возведения массы сопутствующих объектов, в том числе горпоселка Сокол для расквартирования обслуживающего персонала. В итоге Сокол формально и вовсе вошел в черту столицы, присоединившись к Октябрьскому району в качестве эксклава. Микрорайон маленький, сейчас в нем 7 тысяч человек и то около половины уже пришлые, никакого отношения к авиации не имеющие. Более того, выделены земли на новые кварталы, так что Сокол дорастет до 30 тысяч душ. Приличный такой массив жилья в 20 километрах от МКАД.
В Сокол ходит регулярный городской автобус №112 (к слову, с самым длинным маршрутом в столице), маршрутка и два пригородных, в том числе один проходящий далее на «Великий Камень». Из самого микрорайона в аэропорт в ходу автобус №173, выполняющий подвозящую функцию для местных жителей, хотя для них есть по утрам и отдельный служебный транспорт.
Ехать от станции метро «Могилевская» минут 20.
В Сокол от М1 ведет местное шоссе Н9531, о котором я даже писал отдельный пост в блог. Оно проходит микрорайон по касательной, но в границах эксклава носит название улицы Киреева. Николай Киреев был летчиком времен Второй Мировой, повторил подвиг Гастелло у деревни Волма (ныне вплотную примыкает к Соколу), а похоронен неподалеку в братской могиле деревни Калита (ныне Смолевичский район).
От Киреева перпендикулярно уходит вглубь улица Барамзиной, главная в микрорайоне. Многоэтажная застройка сформирована по обеим ее сторонам. По четной — в том числе общественное ядро поселка.
По нечетной только жилье. Вон там, вдалеке, часть МЧС:
Общага «Национального аэропорта»:
Мясной магазин:
Некоторые тротуары в Соколе остались со времен постройки. Их выдает винтажная уже плитка советского образца, хотя в некоторых местах ее уже начали укатывать в свежий слой асфальта.
Улица Авиации:
Интересно, что в Соколе довольно много жилых многоэтажек серии 3а-ОПБ, производимой Минским домостроительным комбинатом №3 (в основном они 1985-го года постройки, времен «расцвета» этой линейки жилья). Это объемно-блочные дома, собранные блоками, состоящими из отдельных помещений.
Две длинные Г-образные пятиэтажки 3а-ОПБ (Киреева, 11 и Барамзиной, 6) образовывают замкнутый двор. Здесь, кстати, и мемориальная табличка в честь летчика.
С внешней стороны:
Иногда отличить серию от, например, МАПИДовских домов, можно по характерным скошенным балконам, переходящим в утопленные лоджии выше 5-го этажа. Группировка балконов и лоджий создает ритмичный рисунок, знакомый многим минчанам с детства.
В начале 2000-х Сокол начал прирастать новыми кварталами, состоящими из жилья серий М464 производства МАПИД. В таких выросло бесчисленное множество минчан, просто у них раньше не было эркеров.
Какая-то экспериментальная двухэтажка с встроенными гаражами (старая):
В Соколе сейчас работает два детсада и одна школа, но район потребует еще. Оба садика возведены при советах, однако один из них в 90-х за невостребованностью стал молодежным центром, после его вернули детям. Школа №194 открылась в январе 1990-го года, то есть примерно через 5 лет после заселения квартала. Привет любителям совка и мифам про заботу о людях и инфраструктуре.
Появилась в микрорайоне и православная церковь. Ничего особенного, даю чисто для отчетности.
Уже пару десятилетий Сокол прирастает могучим частным сектором, занимающим сейчас существенную часть территории эксклава. Расширяется он до сих пор, город активно торгует землей под усадьбы, а народ берет за близость к лесу и обеспеченность социалочкой.
Участки востребованы, народ строит коттеджи до неба, все как у людей :)
Заброха:
Глаз особо ни за что не зацепился, бродил я по этим закоулкам в основном бесцельно:
Ну и пора домой, в общем.