Летом в Минске открыли очередной участок первого транспортного кольца, потребовавший сноса многочисленных промышленных построек между проспектом Дзержинского и Московской улицей. Обычное дело для крупного города: мегаполису нужно все больше дорог, а места для них давно нет. Приходится жертвовать менее ценными территориями, либо уводить трассу на эстакады или под землю. Увы, второй вариант обычно дороже первого. Минск пробивает дороги для связи районов начиная с 50-х годов прошлого столетия и будет делать это в обозримом будущем (был про это отдельный пост). В этом тексте я предлагаю посмотреть, на какие жертвы шел город ради проспектов Победителей, Дзержинского и Жукова, Орловской, Сурганова, Радиальной и некоторых других улиц.
Больше других на слуху улица Немига, прогрызенная просто через кварталы старого города. Цельное старое ядро Минска таким образом распалось на несколько плохо связанных между собой частей — верхнюю с площадью Свободы во главе, Раковское и Троицкое предместья. Было ли это градостроительной ошибкой? По теперешним понятиям да: Минск стал на тропу растворения своего дореволюционного лица в современной советской и постсоветской застройке. Дробление исторического ядра снизило его ценность для последующих поколений архитекторов. Мол, раз тогда не увидели в нем никакого богатства, то мы-то что?
Однако надо и понимать ту эпоху. Стремление сбросить груз прошлого, отринуть, так сказать, стандарты устаревшего жилфонда, было абсолютно оправданным. Весь старый Минск представлял собой путаницу узких улиц, застроенных аварийными домами, требовавшими и капитального ремонта, и, зачастую, внедрения даже элементарных удобств.
Улица Немига до сноса. Лужи посередине это одноименная река, еще не упрятанная в коллектор и проявляющая себя в период таяния снега:
Здесь за спиной фотографа (условно) мост над Немигой, который недавно ремонтировали после обрушения, то есть мост от площади Свободы на проспект Победителей. Улица Немига уходит левее, а правее это бывшая Островского, теперь Раковская. Сейчас Раковская обрезается «домом Мусинского», но арка в доме примерно совпадает со старой трассировкой.
Разворачиваемся и смотрим в обратную сторону. Историческая Немига еще жива, а мост над ней уже построен:
К слову, для строительства этого моста и вообще прокладки проспекта Победителей тоже резалась застройка, просто это происходило еще раньше и не на слуху у горожан.
Последние времена. Уже сооружена высотка «Белпромпроекта», но дореволюционка внизу пока на месте:
Немига натурально пробивалась без всяких сантиментов в самом густом месте исторического центра. Не было даже попыток сохранить хотя бы одну линию ее застройки: город нуждался в дублере центрального проспекта — город его получил. Наложение современной карты на аэрофотосъемку 1964-го года. Нынешняя уличная сетка желтоватого оттенка, а оригинальная подложка черно-белая. Красной стрелкой указал на Немигу:
Теперь давайте посмотрим на проспект Победителей (ранее Машерова, ранее Парковая магистраль). В 1964-м году сформировано его начало от пересечения с Немигой до теперешней улицы Мельникайте. Еще нет ансамбля административных зданий и гостиницы «Юбилейная», но на месте общага (снесена ради строительства ТРЦ «Галерея»), дом физкультурника и ведется стройка дворца спорта (будет закончен в 1966-м):
Проспект и дворец спорта потребовали сноса большого куска так называемой Татарской слободы. Тогда же, хоть и не сразу, было окончательно уничтожено здание соборной мечети города. Она на переднем плане внизу:
Мечеть была разобрана под ресторан «Юбилейной» несколько позже возведения самого отеля:
Проспект же вообще упирался в лес, окаймлявший берега Свислочи. Чтобы идти дальше на север города выносился не только лес, но и отводилось восточнее русло реки:
Вот — прогрызли! А домов на Гвардейской еще нет, они продукт довольно поздний… Зато есть кафе «Реченька», ставшее жертвой современного БЦ Royal Plaza. Именно из окон «Реченьки», ставшей на ремонт, в мае 1993-го года был убит глава «Белбизнесбанка» (сейчас «Белинвестбанк») Александр Лисничук.
Перекресток современных Машерова и Победителей:
Развитие уличной сети города кое-где проявило себя абсолютно неожиданно. Например, дом по Короля, 47 (где первый этаж долгие годы занимал магазин Sasch) — не к месту торжественный, как будто венчающий что-то. Но что?
Кусочек безымянного, странно широкого и при этом очень короткого проезда перед ним — он соединяет Кальварийскую и Короля — скорее всего, заложенная, но не реализованная площадь:
В дом упиралась давно несуществующая улица Горького, теперь выводившая бы напрямки к проспекту Победителей параллельно Мельникайте. Верхняя стрелка указывает на улицу Горького, нижняя на «торжественный дом»:
Топоним Горького был после отдан куда более важной улице, ныне Богдановича.
Теперь давайте посмотрим на проспект Дзержинского, важнейшую магистраль юго-западной части Минска. В 1964-м году он даже не существовал, на его месте узкий проезд, скорее всего даже не асфальтированный проезд:
Проспект прорубался через очень большой частный сектор, какие-то промышленные постройки. Его прокладка приговорила первую партию деревянных довоенных бараков на Грушевской, частично доживших в итоге до XXI века:
В месте соединения Дзержинского и Жукова просто море деревянных усадеб. Тут выкорчевывались целые районы:
Второе кольцо в целом прокладывалось без особой драмы, так как на момент строительства обходило основное тело города по внешней дуге. Ну, мелкие деревеньки, то да се. Проблемные места, помимо уже упомянутого перекрестка с Жукова, намечались в районе Орловки, Сурганова и Радиальной.
Орловка — чисто рубилово насквозь здоровенного частного сектора:
Еще больше работы по сносу потребовала будущая улица Сурганова. В отличие от Орловской, здесь постепенно был выкорчевана вся сельская застройка за исключением буквально единственного дома (загадочный коттедж на Сурганова, 48):
Кадр с высоты общежития БГУИР на Коласа. Впереди нет ни универсама «Рига», ни жилого микрорайона Куйбышева:
Полоса частного сектора на месте нынешнего «Нордина», «Айсберга», «Соло»:
«Рига» уже есть, больше ничего нет:
Кадр на место, где сейчас жилые дома от 52-го по 78-й по Сурганова (там магазины «Офистон» и «Оптик Сити», например):
Большой снос потребовал выход Радиальной улицы к Партизанскому проспекту. Я указал стрелкой на место, где улица до сих пор делает изгиб ради обхода двухэтажки старенькой музыкальной школы. Ее пожалели в 70-х, изгиб существует по-прежнему (и школа тоже):
Любопытно, что и за проспектом улица, поменявшая название на Кабушкина, также не пошла по пути наименьшего сопротивления. Наоборот, строители дорог из прошлого высекли частокол двухэтажных бараков и отселили огромное количество людей ради новой дороги в новый микрорайон Чижовка:
Конечно, сносился Минск и ради менее значимых улиц. Куйбышева и Беды, например, вырублены без попытки привязаться к существовавшей сетке — чисто по-живому, по частному сектору. Город, всасывая в себя все новые и новые деревни по окраинам, сталкивался с необходимостью хотя бы частичного их редевелопмента. Местами они законсервировались на своих местах на десятки лет вперед.
В общем, живой организм, что сказать. В завершение пара снимков самого нового участка первого транспортного кольца у Московской улицы. Как долго мы его ждали!