Минский метрополитен в целом развивается по плану, предложенному еще 40 лет назад, и кардинальных изменений в будущем не предвидится. Подземка, проложенная через определенные районы города, дает толчок их развитию, формирует онтошение к ним у горожан и привлекает инвесторов. Более того, я смею утверждать, что пересечение первой и второй линии в районе Октябрьской площади сформировало понятие «центра». Если бы линии пересекались в другом месте, психологически мы воспринимали бы центр города там же. Я решил представить, какой могла бы быть трассировка четырех линий минского метро и как это сказалось бы на столице.
Общая схема выглядит следующим образом:
Первая линия
Начинается, как и в реальности, от станции «Уручье» и проложена до «Площади Победы» по такой же трассе и с теми же остановками. Станция «Октябрьская» в моем варианте смещена на пересечение улицы Ленина и проспекта Независимости (около «Макдональдса»).
Здесь надо обратить внимание, что, в случае мелкого залегания метро, как это сделано в Минске, технической возможности построить станцию именно в этом месте, вероятнее всего, было бы нельзя. Я вернусь к этому узлу позже, когда буду говорить о третьей линии.
Идем дальше: едем на вокзал, Институт культуры, Грушевку и Михалово по существующей трассе, но затем я предлагаю перенести линию северо-западнее, расположив следующую станцию на перекрестке улицы Алибегова и проспекта газеты «Звязда». Следующую — на перекрестке проспекта и Голубева, затем на перекрестке с Любимова и, наконец, конечную, на перекрестке Есенина и Громова.
Почему так? Потому что благодаря данному решению метрополитен получит наибольшую загрузку и наиболее эффективно будет развозить граждан по домам и на работу. Ведь сейчас линия проходит под проспектом Дзержинского, который по южной своей стороне на большем протяжении не имеет регулярной жилой застройки. В случае, если бы линия шла посередине районов Юго-Запада и Малиновки, можно было бы организовать плечевой подвоз пассажиров наземным транспортом, как это сейчас сделано в районе Притыцкого.
Вторая линия
Начинается на станции «Могилевская» и продолжается до «Партизанской» без изменений. Далее я предлагаю ориентироваться на ось Партизанского проспекта со сформировавшимся пассажиропотоком. Уверен, не так много людей едет на Тракторный завод именно с начала проспекта, большая часть работников добирается из спальных районов наземным транспортом.
Следующая станция — за БГЭУ в пешей доступности от Восточного автовокзала, окраины Серебрянки и гипермаркета «Гиппо».
Далее станция в районе «Велозавода», а следующая — на пересечении Ленина и Ульяновской, около одного из выходов со стадиона «Динамо». Здесь же пересечение с третьей линией, о которой будет написано ниже.
Вторую линию логично замкнуть с первой в районе вокзала, сформировав транспортный хаб, затем вывести к пересечению Городского Вала и Немиги, а дальше уже проложить по существующему маршруту. Дворец спорта мы не оставим без подземки при помощи третьей линии.
Третья линия
Я бы предложил ее вести не от Курасовщины, а от Лошицы, куда более населенной и растущей до сих пор. Это оправданно еще и тем, что до сих пор неясна судьба старого аэропорта и застройки на его месте, поэтому проложить линию по сформировавшимся районам логичнее.
Начинаем от перекрестка Лучины и Игуменского тракта, затем короткий перегон до Сырокомли. Следующая станция на углу Бородинской и Маяковской, около Камвольного комбината и центрального входа в Лошицкий парк. Далее: Денисовская на развязке с Маяковской и Аранская у Белмедпрепаратов.
После Аранской делаем узел со второй линией около «Динамо», обеспечивая подвоз к стадиону сразу из нескольких больших районов, потом пересекаемся с первой линией на Ленина — Независимости и забираем на северо-восток до Троицкого предместья, пешеходный мост через Свислочь от которого свяжет нас со Дворцом спорта.
Далее никаких изменений с нынешней трассой.
Четвертая линия
Начинается линия около «Чижовка-арены» и Зоопарка, потом пересекает Чижовское водохранилище, под проспектом Рокоссовского с остановками на Малинина и Плеханова дотягивается до автовокзала «Восточный», где пересекается со второй линией.
Уводим линию к Тракторному заводу, затем станция на перекрестке Столетова и переулка Козлова и далее пересечение с первой линией на «Академии наук» как и предполагает нынешний план.
Трассировка четвертой линии идеально подходит под восточную часть второго транспортного кольца и изобретать велосипед не стоит. Завершаем ее станцией у «Минск-арены», связав таким образом две крупнейшие площадки города.
В теории ничего не мешает продлить ее еще на один перегон и сделать хаб с платформой городской электрички «Масюковщина», что вкупе с авторазвязкой на Лынькова решило бы кучу проблем в этой части города.