Я давно заметил, что смена названии станции метро на стадии проектирования и строительства, то есть до открытия, довольно распространенное явление. Сложно сказать, с чем оно связано (кроме совсем уже явных случаев типа распада СССР и отказа от «красных» топонимов), но это и не слишком важно. Может, таким образом названия как бы обкатываются в обществе? Ну, типа легло или не легло на слух, не знаю. Мне просто показалось интересным собрать в один пост все несостоявшиеся топонимы минского метро, и пост перед вами.
С первой линии и начну.
Станция метро «Малиновка» так долго являлась перспективной, что успела несколько раз переименоваться до начала строительства. Задумана она была еще до появления микрорайона Малиновка, поэтому и иное именование логично. В общем, даже я помню ее как «Университет», а встречались варианты «Университетский городок» и «Университетская» — все как привязка к филиалу БГУ на Курчатова. Значит ли это, что станция должна была располагаться ближе к нему, чем сейчас? Однозначно.
С «Петровщиной» проще и сложнее одновременно. В проекте она была «Юго-Запад» по наименованию прилегающего района, но в то же время имя «Петровщина» носила нынешняя «Михалово». А «Грушевка» была «Грушевской»…
«Институт Культуры» многие годы до открытия, даже во время строительства, был «Московской», что логично с точки зрения расположения на улице Московской, но нелогично по отношению к направлению выезда из города, которое вообще-то на Брест. Существует легенда, что изготовленная мраморная отделка под «Московскую» прибыла в Минск тогда, когда в конструкциях имелась лишь станция «Волгоградская» и это и предопределило судьбу сразу двух топонимов. Нет, перед нами не более, чем легенда: конструктивно они две абсолютно разные станции, стены для одной не подошли бы к другой.
«Площадь Ленина», «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа» и «Уручье» в проекте так и назывались. «Октябрьская» же задумывалась как «Центральная площадь», но с переименованием площади поменялся и проект. Еще одно кардинальное изменение коснулось «Борисовского тракта», который мог стать «БПИ», то есть «Белорусским политехническим институтом». Также она могла быть «Староборисовским трактом».
Оставшиеся названия менялись лишь косметически. Так, «Академия наук» могла быть «Академической», «Парк Челюскинцев» — «Парком имени Челюскинцев», «Восток» — «Востоком-1».
Теперь вторая линия.
Станция метро «Могилевская» проектировалась как «Социалистическая» по названию соседней улицы. «Пролетарская» могла быть «Минском-Восточным», «Молодежная» — «Радиаторной», «Фрунзенская» — «Юбилейной», «Спортивная» — «Раковской» или еще раньше «Жудро», «Кунцевщина» — «Западной» (одновременно со станцией «Юго-Запад» на первой линии, да), «Каменная Горка» — «Кунцевщиной».
Косметические изменения также происходили. Например, «Автозаводская» должна была стать «Автозаводом», «Партизанская» — «Партизанским проспектом», «Купаловская» — «Янки Купалы», «Пушкинская» — «Проспектом Пушкина». Никогда не меняли название «Тракторный завод», «Первомайская» и «Немига».
Есть мнение, что на каких-то ранних этапах у «Первомайской» было проектное название «Социалистическая», но подтверждения его я не нашел.
По третьей линии расклад следующий.
«Ковальская Слобода» ожидаемо могла стать «Жуковского», «Вокзальная» — «Привокзальной площадью» (отменено в связи с переносом месторасположения станции на Южную площадь), «Площадь Франциска Богушевича» — «Клары Цеткин», «Юбилейная площадь» — «Юбилейной».