Минский трамвай, определенно, знавал лучшие времена. Та система, которая еще продолжает функционировать, практически не влияет на общую картину перевозок общественным транспортом и, подозреваю, больше не имеет никаких перспектив для развития. Отсутствие закупок подвижного состава, пересмотр планов по прокладке линий в Сухарево и Серебрянку — в общем, не удивлюсь, если настанет день, когда минский трамвай просто закроют. Но справедливо отметить, что деградация его началась не сегодня и даже не вчера. Фактически со второй половины 60-х годов минский трамвай больше теряет, чем приобретает. Каким же парнем он был? Точнее, где и куда ходил? Смотрим исторические картинки и удивляемся!
Для этого поста справедливо будет рассмотреть состояние минского трамвая в двух временных отрезках, когда система достигала пиков своего развития — перед началом войны (1941-й год) и перед началом демонтажа целых участков (1967-й).
Такой была сеть до нацистской оккупации:
Видно, что основа даже существующей сети в некоторой степени была заложена еще тогда: присутствие трамвая на вокзале, а также значительный участок ветки к ДС «Озеро» (тогда «Переспа») вовсе дожили до нашего времени. Увы, исчезла центральная линия по современным Московской улице и проспекту Независимости — они еще восстанавливались после деоккупации, но ненадолго.
Ох, какой узнаваемый ракурс, но на фото 1938-й год, вдоль фасада гигантского 100-квартирного дома по Московской, 8 бежит трамвайчик:
А это Московская, 5, теперь Институт бизнеса БГУ, тогда просто университетское общежитие. Видны рельсы:
И здесь — у тогдашнего главного корпуса пединститута, ныне скрытого высоткой, — тоже видны:
Увы, в отличие от Московской улицы, теперешний проспект Независимости практически не имеет точек преемственности с оригинальной Советской улицей, главной улицей довоенного Минска. Это она в разные годы третьего десятилетия XX века:
Перекресток Советской и Ленинской, где теперь перекресток Независимости и Ленина, где «Мак» «Вкусно — и точка»:
Нацбанк (госбанк) был другим, но стоял там же:
Александровский сквер:
Спуск от дома офицеров к цирку (дом офицеров уже был, а цирка не было):
На углу теперешней Сурганова и Независимости, строительство дома печати:
Несмотря на то, что трамвай у вокзала ходит до сих пор и поэтому не особо укладывается в логику этого поста, все же не могу не привести снимки 1929-1930-х годов, на которых хорошо видно разворотное кольцо. Его-то больше нет!
Работала линия на улице Энгельса. Она хорошо узнается благодаря зданиям театров Купалы и юного зрителя:
На площади Свободы:
Очень известный снимок с вагоном на мосту через Свислочь в месте расположения современного моста на улице Богдановича:
И куда менее известный с улицы Даумана (тогда Комаровской). Здесь трамвай ходит до сих пор:
Перенесемся в послевоенное время. В статье Вики о минском трамвае приведена анимированная схема, показывающая этапы восстановления и дальнейшего развития (а после и деградации) системы с 1945-го года по наше время:
Пик могущества, 1967-й. Еще действует линия на Радиаторный завод, можно проехать по площади Свободы и улице Горького (теперь Богдановича), добраться до Автозавода. Но нет ветки в Серебрянку (откроется в 1985-м) и соединительной на Чапаева (1982-й). Прокладка в Серебрянку станет последним этапом расширения системы, далее она будет только усыхать:
Какое-то время после войны трамвай продолжал ходить до вагоноремонтного завода по Московской. Смотрите какой сочный снимок: двухвагонник повернул от вокзала и готовится проехать под Западным мостом, по которому в то же время идет пассажирский из «егоровских» вагонов:
Другой ракурс, уже с Московской, 1954-й год:
Все тот же 8-й дом еще довоенного времени:
А это угловой дом №9 еще не законченный:
Строительство дома №18 (где теперь «Театр эстрады»):
Снова на площади Мясникова. Она только формируется, заложен дом №78 (где теперь «Дом фото»), 1951-й год:
Вот он:
Вплоть до конца 50-х улица Мясникова представляла собой архаичный запущенный частный сектор, переходящий в низкоэтажную каменную застройку Немиги. Ужас!
Известный кринжовый снимок с модницами, позирующими на подстреховых бетонных фермах. Это 1965-й год:
Трамваи разъезжаются на перекрестке Городского Вала и Интернациональной:
И просто на Интернациональной:
После войны довольно быстро было сформировано лицо улицы Богдановича (Горького), поэтому оно легко читается на снимках даже шестидесятилетней давности. Вот вагончик спешит к Немиге:
И с другого ракурса с видом на жилые дома и Суворовское училище:
Место соединения линий по современным Богдановича и Машерова:
Лежали рельсы до 1962-го года на Республиканской улице (теперь Кальварийская). Затем их перекинули на Обувную (Короля), но там они задержались лишь до 1969-го, когда была полностью демонтирована линия к Радиаторному заводу. Узнается корпус фабрики «Луч»:
Трамвайчик выглядывает с Республиканской (Кальварийской) на перекресток с Немигой:
Состав прибыл на конечную станцию у радиаторного завода. Она находилась на месте нынешней площадки большегрузов завода «Атлант» по улице Тимирязева:
Уже в 50-х рельсы пролегли по Могилевскому шоссе (теперь Партизанскому проспекту) вплоть до перекрестка с современной Кабушкина. Эта линия нужна была для подвоза трудящихся к станкам Автозавода.
Узнаваемо:
Эта ветка прожила очень долго, аж до 28 февраля 1991-го года, когда была закрыта и демонтирована ради строительства продолжения второй линии метро. Рижские вагоны идут по плошади перед универмагом «Беларусь»:
Дождливый майский день 1987-го года:
Конечная станция, оставшаяся в воспоминаниях из моего детства:
Отсюда линию планировалось продолжить дальше вплоть до микрорайона Ангарская-4. Теперь уже никогда.