Стыдно, что давно не публиковал прогулок по промзонам Минска, тем более не все еще исхожено и отснято. В прошлых сериях выходили Шабаны, промузел Западный, зоны ТЭЦ-3, улицы Харьковской и радиаторного завода, сегодня занырнем на Тростенецкую улицу и проулки, прилегающие к велозаводу. Эта промзона находится в непосредственной близости от центра Минска, в ней расположена еще довоенная ТЭЦ-2, фабрики «Коммунарка» и «Элема», ряд других предприятий. Массивный фотопробег.
Промзона начала формироваться до войны, потеснив хаотические сложенные деревенские улицы. Судя по всему, первое капитальное каменное здание было у «Коммунарки» (1931-й год, сохранилось), затем ТЭЦ-2, первой крупной электростанции Минска, до сих пор обслуживающей центр столицы. Тогда, до войны, она поставляла потребителям только электроэнергию, теперь еще и тепло.
В 1937-м году был построен этот дом жилой дом. Сейчас сложно узнать, для работников какого предприятия, но ТЭЦ, понятно, наиболее очевидна:
Теперь проходная на предприятие расположена с Тростенецкой улицы, то есть пеший поход от квартиры до работы по нынешним временам выглядит слишком неудобным, однако Тростенецкая появилась значительно позже, поэтому предполагаю размещение оригинальной проходной там, где теперь корпус концерна «Белэнерго» на Аранской улице.
От крайнего подъезда дома до старого генераторного цеха подать рукой:
Тут рядом еще длинный зеленый барак. Половина его с заколоченными окнами, половина используется под СТО. Ставлю на то, что он был жилым:
Вдалеке виднеется верхний этаж свежего бизнес-центра Caspian Plaza на Маяковского:
Вдоль забора ТЭЦ-2 идет Индустриальная улица, необходимая для жителей бывшей деревни Серебрянка. Это единственный подъезд к немаленькому частному сектору на берегу Свислочи.
Вот он:
Вероятно, продовольственный магазин в прошлом:
Ландшафт:
Ривьера!
«Аллея высажена в честь 70-летия основания филиала «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго», ноябрь 2021 года»:
Из этого памятника можно сделать вывод, когда в белорусской столице начали развиваться централизованные сети подачи горячей воды и отопления — в первой половине 50-х годов.
Плотина на Свислочи в районе бывшей деревни Соколянка:
Я наконец обошел территорию ТЭЦ-2 и сворачиваю обратно по другой стороне предприятия. Здесь промзона очень широко расходится, создавая коридор для безымянного проулка. Зачем? Это зарезервированная территория под будущую дорогу, продолжение улицы Якубова до Тростенецкой. На карте все понятно:
Обнаружил гнездо 21vek.by:
Производственно-складские помещения с разными арендаторами:
По другую сторону замершая стройка «административно-производственного комплекса»:
Еще дальше многоуровневые гаражи, в которых — вот уж совпадение — я провел немало личного времени, репетируя со своей группой в начале нулевых годов. Приношу всем извинения за шум 😎
Безымянный проезд, будущее продолжение улицы Якубова, вливается в Тростенецкую, главную магистраль в этом секторе Минска. Широкую, почти всегда пустую, кажется, слегка бессмысленную в таком формате и с такой нагрузкой.
Там, где едет автобус, слева от него корпуса «Беллифта» и швейной фабрики. То, что с муралом, это старый долгострой-заброшка, переделываемый в многофункиональный комплекс с офисами и производственными помещениями:
Стеклянная высотка чисто новострой. По кадастровой карте это все еще «здание ватного цеха» фабрики «Элема». Ну, будет наверное заводоуправление и/или офисы в аренду:
Тростенецкая, вид к Партизанскому проспекту. Слева снова трубы ТЭЦ-2:
Производственные корпуса фабрики «Элема»:
Безымянный проезд, соединяющий Тростенецкую и Партизанский проспект. В здании с колоннами дом культуры «Элемы», там сейчас магазин фабрики:
Дальше начинаются корпуса завода «Планар» (также известного как конструкторское бюро точного электронного машиностроения), производителя сборочного оборудования для микроэлектроники, микроскопов, лабораторных опытов.
Предприятие, в общем, свое золотое время уже прожило.
Тростенецкая улица вливается в развязку с Партизанским проспектом, Аранской улицей и улицей Ленина. Также полотно подныривает под пути железной дороги Минск — Орша:
Я поворачиваю на Партизанский проспект. Весь комплекс зданий по четной его стороне также формально относится к «Планару», в реальности там довольно много разных арендаторов:
В высотке заседает Министерство промышленности, а также ЦНИИТУ, исследовательский институт техники управления:
Здесь в промзону вклинивается еще два жилых дома. Может быть, для работников окрестных предприятий, может, сами по себе.
Следующий по проспекту ремонтно-механический завод «Минсктранса» с музеем общественного транспорта внутри:
И, наконец, еще один «главный герой» промзоны — «Мотовело». Их с «Минсктрансом» разделяет Велосипедный переулок:
Флагман велосипедно-мотоциклетной промышленности, известное дело, не сдается под натиском времени и рынка, но уже давно по масшатабам производства и числу трудоустроенных не соответствует себе самому советских лет, уменьшившись по всем параметрам в десятки раз.
Для завода в свое время был даже выстроен городок-спутник, теперь растворившийся в Партизанском проспекте. Площадь, на которую выходила центральная проходная, давно застроена жильем и торговлей.
Аллея вдоль забора предприятия, где когда-то бурлила жизнь (после окончания трудовой смены):
И как финальный аккорд всего разобранная железнодорожная ветка, соединявшая завод со станцией Минск-Восточный. Нет больше никакой необходимости в железке, хватает грузовиков. На стороне предприятия бык от моста, на другой только насыпь:
Ну, все течет, все меняется!