Не так много крупных городов в Европе, не имеющих ни одного автомобильного тоннеля. И не сказать, что они не нужны Минску: предложения пустить в определенных местах машины под землей звучали еще в советское время. Мне известно о четырех локациях, рассматривавшихся на уровне идеи и об одной на уровне, скажем так, «зрелой идеи», которую жизнь заставит реализовывать в любом случае. Давайте посмотрим на эти локации!
Улица Ленина
Наверное, для большинства кажется очевидным создание тоннеля под улицей Ленина от площади Свободы до перекрестка с Ульяновской или хотя бы Кирова. Он видится очень логичным: напряженный перекресток с проспектом, на котором невозможно убрать левые повороты, а также рельеф местности, способствующий заглублению автомобильного потока.
Сразу скажу, эта идея не рассматривается вообще. Ее нет ни на каких планах перспективного развития дорожной сети города, хотя обсуждалась еще в советское время. Вероятно, этот проект в принципе неосуществим из-за неглубоких тоннелей метро первой линии, с которыми гипотетическому автотоннелю нужно как-то разойтись. Ну, технически его можно сделать еще глубже, конечно, хотя стоимость такого удовольствия явно выходит за пределы возможностей бюджета Минска.
Улицы Сторожевская — Купалы
Еще одна идея, никак не отраженная на перспективных схемах, но попадавшая в прессу: нырок улицы Сторожевской в естественный холм в районе улицы Богдановича и выход на поверхность буквально сразу на Куйбышева, может, чуть дальше.
Идея звучит разумно, но подойдет только очень богатым городам. Транзитного трафика со Сторожевской на Купалы немного, но перекресток аварийный из-за рельефа. В общем, тоннельчик нужен для снижения числа ДТП и только.
Участок третьего кольца
Этот тоннель, в отличие от предыдущих, пока никто не отменял. Он больше, чем идея — он задуман как участок третьего кольца в районе реки Свислочи и проспекта Победителей:
Понятно, верится в его реализацию с трудом, так как и переход реки под землей нетривиальная задача, и само его предназначение — сберечь парк Дрозды с лыжероллерной трассой — в 2022-м году кажутся блажью. Как минимум реализация возможна и на эстакадах, что дешевле и не так трудоемко. При этом вера в прокладку данного участка потихоньку растет: если будет реализован район «Северный Берег», то ему понадобится много новых дорог и развязок.
Улица Сурганова
Второй тоннель, который не исчезает с перспективных карт и который существует на уровне идеи столько, сколько я слежу за развитием инфраструктуры Минска. Перекресток Сурганова и проспекта Независимости действительно очень напряженный и неудобный для всех: на нем отменены левые повороты ради повышения емкости, на нем абсолютно негуманно реализованы пешеходные переходы.
Тоннель предполагает уход трафика с Сурганова под землю в районе улицы Академической и возвращение его на свет божий к перекрестку с Чорного:
По ряду причин это сложный дорогостоящий проект, на реализацию которого я бы не рассчитывал в обозримой перспективе.
Жуковского — Ульяновская
И наконец! То, во что я верю: подземный автомобильный переход с улицы Жуковского на улицу Ульяновскую. Здесь, наоборот, по ряду причин его можно и нужно реализовать, заодно поднакопив опыт в деле строительства таких объектов.
Этот тоннель задуман также еще в советское время, и он действительно нужен городу как дополнительная связка жилого массива в районе улицы Жуковского с центром города. Теперь еще и массива Минск-Мира, нанизанного на ту же ось.
Кроме того, на пути у тоннеля нет никаких сложностей кроме путей станции Минск-Пассажирский. Однако опыта проходки под действующей железной дорогой уже хватает.
Наконец, что самое неожиданное, тоннель поможет связать многострадальное первое транспортное кольцо в единое целое, пусть и не по задуманной трассе. Ведь Могилевская улица, где он начнется, уже является его частью, а Ульяновская/Первомайская выходят к площади Змитрока Бядули — туда же, куда в итоге выйдет настоящее первое кольцо. Идеально.
Осталось найти денег :)