Недавно я вернулся из поездки по Центральной Азии (был в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане) и привез оттуда не только фотки для будущих постов, но и выпученные глаза. За пределами столиц, где почти отсутствует какая-то система сдержек, местные архитекторы пустились во все тяжкие, вытворяя из гипса и травертина невиданной роскоши дома — ну, если заказчик ставил перед ними задачу сделать дорого-лакшери. Смотрится это, конечно, чаще нелепо, но такова особенность менталитета, и я не буду ее критиковать — принимаю мир во всем его многообразии. У нас так не строят за редчайшими исключениями в поселках для обеспеченных господ. Вообще с премиальным классом в Минске пока не сложилось, хотя попытки были. Вот самый дорогой дом Минска на Киселева, он как раз из этой категории, но что с ним не так?
Сразу оговорюсь, что «самый дорогой дом Минска» — понятие довольно условное. Если ориентироваться на стоимость отдельных апартаментов, продаваемых в городе, то на эту позицию в разное время могут претендовать и «Дом Чижа», и малоэтажки на Жасминовой, и неприметные домики в глубине Гвардейской. Однако «Времена Года» как минимум на этапе проектирования действительно задумывался как нечто особенное. Квартиры от 170 квадратных метров, свой бассейн и теннисный корт, расположение в старом квартале в центре и так далее. Кроме того, квартиры из этого дома даже без отделки регулярно попадают во всякие топы самых дорогих сделок за выбранный период. Впрочем, этот пост в одинаковой степени можно отнести к какому-нибудь «Дому Чижа», потому что проблемы таких вот «элиток» с духом 90-х схожи.
ЖК «Времена Года» расположен на Киселева, 17 в старом «военном» квартале неподалеку от Генштаба. Здесь же «Дом со шпилем», через дорогу Осмоловка, в шаговой доступности станция метро «Площадь Победы». Это если не сердце Минска, то одна из самых лучших его частей, где живут поколениями с первых послевоенных лет.
Вне всяких сомнений, расположение является очень важным элементом в формировании премиального статуса объекта недвижимости. Локация как бы шерит часть своей атмосферы новому зданию, делится историей, традициями, соседями и, понятно, инфраструктурой. Застройщик «Времен» получил очень хороший участок, да.
С архитектурой комплекса, наоборот, все плохо. Конечно, задуманный в середине нулевых дом примерно соответствовал тем представлениям о красоте и богатстве, но если задумка заметно слабее окружающей застройки — я про ансамбль Красной улицы, в квартал которой попадает посадка «Времен года» — то какое это имеет значение. Тектоника, оконный рисунок, пропорции даже без учета отделки крайне неудачны, это все устарело еще до ввода в строй.
За неудачливого девелопера дом достраивал исполком. Для городских властей он не был коммерческим проектом, была задача завершить долгострой в центре города. Вентфасад, чуть-чуть гранита до уровня второго этажа, алюминиевые рамы, двери типа «павильон на рынке» — это уже чисто эконом-класс, за который некого винить.
Но ведь кто-то покупает в доме квартиры? Это я не представляю как можно отдавать сотни тысяч долларов за бетонную коробку, которая внешне выглядит декорациями к не самой богатой цыганской свадьбе, а желающие есть. Просто по факту эксклюзивности размеров квартир и свободной планировки? Ну, так после ввода в эксплуатацию «Времен» эти квартиры стали нарезать на жилища меньших размеров не от хорошей жизни — спроса явно не хватает.
Вообще премиальный сегмент в чем бы то ни было это тончайшая настройка продукта, где магии больше, чем, собственно себестоимости и маркетинговых затрат. Конечно, в строительстве магию создает и расположение, и архитектура, и качество работ, и примененные материалы, но сама по себе сборка в одном месте лепнины, витражей и мраморных полов не значит ничего уже больше столетия — демонстрация богатства вне контекста могла впечатлять гостей на званом ужине в Версале, сейчас же слишком многие могут позволить себе обладать домом с лепниной. Даже в узбекском Андижане!
Премиальность требует внимания к деталям, а еще больше она требует умелого легендирования, слухов, ауры, ощущения обладания чем-то особенным. Работа над таким продуктом настолько сложна, что по всему миру теперь жилые комплексы брендируют какими-нибудь марками тяжелого люкса, перекидывая часть их имиджа на обычные в общем хаты. В Майами и Нью-Йорке, Дубае, Лондоне, Токио как грибы после дождя растут многоэтажки с квартирами «от Луи Вьютона» и прочих «Гуччи». Они «премиальнее» просто по факту крепления у входа шильдика с брендом.
Кстати, квартира на продажу во «Временах года». Могло ли в ней появиться что-то еще кроме пухлых диванов, рококошных шкафов и чудных потолков с кессонами (!) и многоуровневыми полигонами?
Короче, «Времена года» это может быть действительно самый дорогой дом в Минске, но это скорее печальный факт, констатация уровня развития рынка.