В воскресенье я поехал в парк Челюскинцев посмотреть на финальный вид ЖК Vogue. Где-то проскочило, что все строительные работы в жилой части завершены, поэтому можно оценить комплекс целиком, оценить новые горизонты плотности строительства в Минске. Я думал написать такой стандартный пост про него раз уж следил за стройкой на разных этапах, но на месте появилась идея пооригинальнее — что если поразмышлять о квартире в Минске как об инвестиции, а не только пространстве о жизни. Ведь наверняка какое-то количество покупателей в том же Vogue запланируют переезд в связи с жизненными обстоятельствами или просто так. Купил бы метры здесь, чтобы приумножить или хотя бы сохранить деньги? Большой вопрос на самом деле.
Силами города была расширена улица Макаенка, пропускная способность которой меня пугала во время прошлых приездов в ЖК Vogue — теперь это четырехполосная дорога с разделительной полосой. А это строится паркинг для жителей комплекса. Паркинг капец какой здоровый:
Тот, кто ни разу не видел Vogue, конечно, неизменно впечатляется размерами этого циклопа. Насчет гигантских жилых комплексов у меня устоявшаяся точка зрения — с ними больше проблем, чем удовольствия (хотя это и не приговор, понятно).
Еще я подумал, что до «Даны» в Минске девелоперы неохотно строили дома высотой 20+ этажей, но сербы не сдерживают себя — их стандартная «рабочая» тема делать 25 жилых уровней.
Центр творчества на Макаенка, 12 полностью растворился в громадине высотки позади:
Улучшен и расширен проезд к комплексу в районе переулка Макаенка. Он же будет использоваться для жителей ЖК «Парк Челюскинцев», который строится около станции Заслоново детской железной дороги:
Отсюда же открываются виды, которые я еще не оценивал в Vogue:
Почти Нью-Йорк!
Я с большим уважением отношусь к покупателям квартир в Vogue и их выбору. Во-первых, приобрести жилье — уже большое дело. Во-вторых, каждый в своем праве выбирать и кто я такой, чтобы обесценивать этот выбор. В конце концов, при некоторых обстоятельствах Vogue и в моей системе координат нормальный вариант. «Дана» реально старается для своих покупателей с условиями кредитования и рассрочек, плюс рядом центр и метро, парк, жилье не выглядит убогими панелями розового цвета в лунном пейзаже однотипного района.
Но мне кажется квартира это не только бетон, в котором ты живешь. Этот бетон имеет настолько высокую ценность и так медленно амортизируется, что позволяет сохранять деньги и даже их приумножать.
Если бы я с этой точки зрения оценивал покупку квартиры в Vogue, то обязательно бы задумался о том, как к такого рода жилью будут относиться белорусы через 10 или 20 лет, то есть оценил бы риски падения на него цены без учета конъюнктуры. И у меня есть ощущение, что через 10 или 20 лет это уже точно не будет считаться нормальным настолько, чтобы оно не отражалось на стоимости.
Еще 10 лет назад понятия качества жилой среды не существовало в принципе. Вспомните сами: строились либо «каменные горки», либо нечто, называющееся «элитным жильем». Например, уплотняшки в центре. Помимо метража, этажа и удобств квартира оценивалась по двум параметрам: она просто есть и она есть с понтами. Возможность купить хоть что-то устраивало 99% белорусов, ну, с минимальными вариациями типа «не последний этаж», «не панель» и так далее.
Потом бизнес наращивал торговые площади и услуги в готовом массиве жилья, а государство как-то подтягивало социалку. В квартирах ночевали, а не жили, во дворах не отдыхали, а парковали тачки — все.
Это ровно то, что строит «Дана», усугубляя неразумной плотностью жилые комплексы и не беспокоясь ни о каком наполнении пространства. Маскировка реальности происходит за счет выигрышных локаций и неприевшихся пока проектов высоток — все!
Через 10-20 лет, а скорее всего и раньше их жилье, забитое под завязку машинами и не дающее своим владельцам ничего, кроме возможности спать на купленных метраж и готовить еду, неизбежно начнет восприниматься так, как воспринимается любая «каменная горка» от УКСа любого района. И может даже хуже, ведь вот эти тысячи квартир на кадрах из моего телефона не обеспечены никакими дополнительными местами в окружающих детсадах и школах, здесь не построена и не будет построена новая поликлиника и даже нет площади для нормального магазина продуктов.
Vogue не может не дешеветь быстрее рынка и не способен сохранить вложенные в него деньги с моей точки зрения. Если не думать об этом, то это просто товар как автомобиль или компьютер — ты его просто покупаешь и пользуешься им, потому что он тебе нужен. Но ведь мы все знаем, что автомобиль или компьютер определенных марок куда медленее теряет в стоимости, в то время как другие теряют быстро.
Очень важная характеристика для дорогих вещей. Такие дела.