Я уже как-то упоминал об этом в своем блоге, но скажу еще раз: я в упор не помню старый минский вокзал. Несмотря на то, что при моей жизни он проработал девять лет и мне приходилось регулярно на нем бывать, в памяти осталось только здание международных касс, использовавшееся как основное на время строительства нового терминала. Помню подземный переход с черно-белой плиткой, громадину безмолвного конкорса над путями и, понятное дело, вечную стройку, перманентный антураж Привокзальной площади. Здание у творческого дуэта Крамаренко и Виноградова определенно получилось. Даже сейчас оно смотрится интересно и свежо и если и требует каких-то улучшений, то только в отделочных материалах. Предлагаю посмотреть на то, как строили главный вокзал страны, открытый накануне наступления 2000-го года.
Терминал, который обслуживал пассажиров до 1991-го года, фактически простоял на своем месте сто лет. Здание, выглядевшее как обычное здание сталинского периода, являлось глубоко перестроенным Виленским вокзалом, принятым в эксплуатацию аж в 1893-м году. Оно так себе пережило войну, но было восстановлено, однако в итоге обветшало и получило приговор к сносу.
Задолго до сноса был проведен всесоюзный конкурс на строительство нового терминала. Проект-победитель предполагал существенное расширение рабочих площадей, появление инженерного корпуса с гостиницей, конкорса и, собственно, распределителя пассажиров с залами ожидания. До распада СССР были закончены только две очереди: город получил высотку с отелем «Экспресс» и конкорс в конструкциях. В какой-то период эти строения сосуществовали вместе со старым вокзалом:
В 1991-м его все-таки снесли. Все операции временно были перенесены в международные кассы, запомнившиеся мне дикой толчеей в любое время суток.
Привокзальная площадь без вокзала:
Остановка поезда под конкорсом, который долгое время нависал над путями мертвым грузом:
После распада СССР городу потребовался обновленный проект вокзала. Был проведен еще один республиканский конкурс, в ходе которого к реализации представлена концепция творческого дуэта Крамаренко и Виноградова, впоследствии реализовавших еще один знаковый объект столицы — Национальную библиотеку.
Хотя концепция вокзала в итоге была несколько упрощена, в целом реализация вышла близко к задумке. Город инвестировал кучу денег в подземный уровень, объединив его со старым переходом станции метро «Площадь Ленина», довел до ума конкорс и, конечно, сам надземный терминал. Стройка его, к слову, началась только в 1995-м году.
Стройплощадка казалась мне вечной, но на самом деле по меркам 90-х годов комплекс был возведен относительно быстро, несмотря на объем работ. Поистине гигантский объем:
Такой вид открывался на терминал со стороны улиц Кирова и Бобруйской:
Пассажиров запустили в центральный зал 30 декабря 1999-го года, буквально за два дня до наступления 2000-го. А полностью вокзал был сдан в 2002-м, надолго став предметом гордости белорусов перед гостями из стран ближнего зарубежья.
Следующим долгостроем на площади стал корпус факультета международных отношений, накрывший трехэтажку «Макдональдса». Старые люди еще помнят: