Мегапроект «Минск-Мир» оказывает существенное влияние на значительную часть города даже за пределами собственных границ. Это можно только приветствовать, так как его возведение, например, рано или поздно простимулирует прокладку участка третьего транспортного кольца в пойме речки Лошицы, упорядочивание хаотической архаичной застройки улиц Рижской, Брестской, Черниговской (отдельный пост об этом) и, конечно, снос усадеб по Воронянского — Аэродромной. Это вообще уникальный частный сектор в том смысле, что находится в шаговой доступности от действующей станции метро. Большая редкость! Сложно сказать, когда именно он будет снесен, но по логике речь идет об обозримых сроках — скажем, ближайших годах. Прогулка по заповеднику.
Два пятна усадебной застройки в районе станции метро «Ковальская Слобода» являются остатками некогда гигантского моря деревянных частных хат в границах современных улиц Чкалова, Аэродромной, а также железной дороги на Гомель. Усадьбы занимали поистине внушительную площадь, которую я примерно набросал на карте:
Сносилось это добро в разное время, но наибольший вклад внесен в советское, когда был построен целый спальный район без названия (в народе «Жуковского» по центральной улице массива). Дольше всех продержались малоценные участки у улицы Могилевская и, соответственно, Аэродромной. В постсоветское время они пощипывались под разные нужды и постепенно усыхали, уступая место обновленному Минску. В этом тексте речь идет об этих местах:
Как я уже говорил, домики примыкают к станции метро. До ближайших в буквальном смысле менее ста метров, что по нынешним меркам выглядит как роскошь. Вид на перекресток Воронянского — Жуковского, где тоже когда-то «плескалось» море усадеб:
Развернулся спиной к перекрестку и станции метро. Впереди виднеются высотки Минск-Мира, там же свежая развязка Жуковского с Аэродромной. За перекрестком Жуковского меняет название на проспект Мира, а проспект является главной магистралью всего жилмассива «Даны». Другими словами, я стою на важнейшей оси значительного куска Октябрьского района.
Ныряю вглубь по Быховской улице. Сразу же попадаю в группу типовых послевоенных двухэтажек, которые, конечно, тоже будут снесены:
Вообще точечный снос характерен кварталам по Воронянского, хотя я такое не слишком люблю из-за хаотичности складывающейся после застройки. Прикольного цвета пара высоток:
С другой стороны:
Повернул на улицу Радищева. С нее как и с некоторых других в квартале хорошо просматриваются башни «Мира». Наглядная демонстрация того, как изменяется город:
На улице Сенненской. Панелька-уплотняшка:
Прострел через частный сектор по улице Пензенской к «Минск-Миру»:
Перешел через Жуковского к группе домов на противоположной стороне. Взгляд назад на строящийся дом №16 и паркинг возле него. Паркинг служит еще и целью прикрытия многоквартирника от шума магистрали общегородского значения:
Здесь все более или менее похоже на соседний квартал. Отличие в том, что точечных уплотнений нет вообще:
В то же время полно типовых одноквартирных каменных домов, построенных здесь в первые послевоенные годы силами как советских граждан, так и пленных нацистов. Участки ближе к аэродрому давали летчикам-фронтовикам, гражданским летчикам и вообще людям, связанным с авиацией.
Время замерло:
Но это обманчивое впечатление. Еще один островок усадебной застройки неизбежно будет унесен течением самой истории.