Меня всегда смущала Восточная улица. Неправильная она, нелогичная — вгрызается в симметричные кварталы, разрезая один из них на две неравные части. Она смотрится инородно в обычном для Минска размашистом порядке блоков. Ее легко можно было бы избежать при проектировании, заменив проездами местного значения без транзитной функции. Собственно, Восточная и не претендует на какое-то особое значение, по ней даже не ходит общественный транспорт за исключением небольшого финального отрезка. Как она появилась и зачем все-таки оказалась необходимой?
История появления Восточной более чем понятна. Она артефакт тех времен, когда в этой части города разливалось море частного сектора, если быть точнее Сельхозпоселка, достигавшего на пике развития поистине гигантских размеров. Улица и соседние образовывали густую сетку квартальчиков, расставленных правильным порядком. Понять, что из себя представляла та сетка легко по соседнему блоку в границах современных улиц Сурганова, Куйбышева, Коласа и Кульман — почти все поселковые проезды на месте.
Ну или взять аэрофотоснимок 1964-го года, где все улицы Сельхозпоселка на своих местах. По этому снимку становится понятно, что Восточная не прерывалась по Сурганова (да Сурганова и не было), а шла почти до Комаровского рынка. Сейчас по одну сторону второго кольца, собственно, Восточная, а ее рудимент по другую сторону получил название Цнянской. На снимке я также обозначил зеленую зону внутри частного сектора, по которой будет легко ориентироваться дальше, она обозначена стрелочками.
Текущее положение дел. Стрелочками все та же «зеленка» за универсамом «Рига», Восточная разорвана вторым кольцом:
И вот еще скриншот, наглядно показывающий, что все соседние блоки были бы примерно одинаковые по ширине, если бы не злосчастная Восточная:
Возле этого безымянного скверика улица превратилась лишь в подъездную дорогу к разгрузочной зоне универсама «Рига»:
Она упирается в тротуар вдоль Сурганова и не имеет выезда на второе кольцо, иначе просто задохнулась бы от машин.
Любопытно, что разрыв улицы и поименование ее огрызка Цнянской не повлиял на нумерацию домов. Так, Цнянская заканчивается 25-м номером, а Восточная — правильно — начинается с 26-го. Сквер:
Перекресток с Некрасова:
Все это было бесконечными полями частного сектора, здесь снесено какое-то умопомрачительное число домов:
Впрочем, сносилось это все не то чтобы быстро, особенно в глубине, то есть на уровне улиц Тиражной, Белинского, Мележа. Это одна из причин, почему Восточная оставалась на месте — она продолжала служить связующим звеном конкретно частного сектора. Одна из причин, но не главная.
Скажем, под жилой комплекс «Четыре сезона» деревянные домики сносились всего несколько лет назад:
А где-то они на месте до сих пор:
И так далее, и так далее:
Разгадка следующая. Как я уже говорил, город постепенно пережевывал Сельхозпоселок. Получилось так, что до Восточной многоэтажная застройка уже дошла, а вот там, где проектировалась куда более широкая и «правильная» с точки зрения сетки новых улиц Беды, еще долго существовал частный сектор. Беды упиралась в Некрасова, дальше становилась узкой улочкой, не способной принять какой бы то ни было трафик. На этой карте все становится понятно:
Ну а когда Беды наконец продлили и застроили многоэтажками, сносить ее дублер было бы как-то, наверное, глупо. Есть и есть — хлеба не просит!