Неожиданная этнографическая особенность большого города: о чем говорят современные могильные камни

Неожиданная этнографическая особенность большого города: о чем говорят современные могильные камни
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Сразу оговорюсь, что пост этот подойдет не всем. По моим наблюдениям немалая часть людей сторонится кладбищенской эстетики, она ее пугает и отворачивает — понимаю. Мне же по кладбищам побродить интересно, хотя специально это я делаю редко, например, как для текста о почетных аллеях Восточного или некрополе Эль-Карафа в Каире, где среди мертвых живут люди. Так вот, пару раз в год я езжу на Западное, чтобы помочь маман прибраться на могиле бабушки, и за время этих поездок мозг набрал кое-каких структурированных наблюдений. Развитие технологий лазерной гравировки породило отдельную субкультуру обращения с обратной стороны могильного камня. То есть раньше на обратной стороне тоже делали какие-то надписи, но делали редко, потому что дорого, а теперь стали делать намного чаще. Само собой сложилось, что лицевая сторона камня «официальная»: фото, даты жизни, возможно, короткая эпитафия или слова родственников, а обратная более неформальная, отражение характера или хобби усопшего. Обращение к прохожему, который не будет всматриваться в «официальную» половину могилы чужого ему человека, но может быть обратит внимание на то, что за личность покоится вечным сном. И знаете что: у этой субкультуры даже сложились определенные направления. Я сделал этот пост с максимальным уважением к тем, чьи участки попали в кадр: никаких фамилий, лиц, ничего, что могло бы идентифицировать человека. Это именно этнографическая запись, штрих к портрету большого города. Тем более размещено все это в публичном месте и обращается именно к обычным посетителям.

Надписи и изображения с обратной стороны можно разбить на три группы. Есть выраженная религиозная тематика: храмы, свечи, иконические портреты, кресты, цитаты Библии и так далее. Вторая группа содержит исключительно прозаические или стихотворные строки, фактически эпитафии, вынесенные с лицевой стороны на заднюю. Вот эти обе группы я не снимал, в них все стандартно.

Третья группа изображений — лирическая. Это прямо отдельная форма коммуникации с внешним миром, призванная раскрыть личность ушедшего человека. Совсем уж нестандартных изображений подобного рода немного: вот, скажем, случайно обнаруженный мной музыкант одной минской группы. Я нагуглил ее название и понял, что даже бывал на их концерте много лет назад (и гугл подсказал, что парень наложил на себя руки):

Или вот что-то из мира альпинизма. Человек увлекался горами? Или погиб в горах?

Тут проще: был хоккеистом.

Кажется, что-то особенно редкое: на камне изображение ракеты-носителя типа «Союз».

Иногда бывает что-то «загадочное», но нечасто. Ну, допустим, здесь покоится дельтапланерист, но почему выбрана цитата из песни Анны Герман и что значит число «27»? «Клуб 27»? У меня это единственная ассоциация, хотя «Клуб 27» относится только к музыкантам западной рок-сцены.

Собственно, теперь о летательных аппаратах. Удивительно, но это самый частый сюжет в «лирическом» блоке изображений. То есть, понятно, что в абсолютных числах на любом кладбище покоится не так много людей от авиации как от более распространенных профессий, но родственникам ушедших чаще хочется сказать что-то миру, когда те были именно летчиками, бортинженерами, штурманами и так далее.

А здесь изображение даже содержит бортовой номер самолета Як-40 98111, благодаря чему можно узнать историю борта. Ему уже 46 лет, но он до сих пор служит конструкторскому бюро Сухого как грузо-пассажирский борт. Вот так!

Конечно, еще одна популярная тема — автомобили. Чаще «фотоэпитафии» посвящены водителям-профессионалам, но бывают и любители рядом со своей «ласточкой». Водитель междугороднего автобуса со своей неразлучной машиной — тут вновь благодаря задокументированному номеру можно узнать ее судьбу. Поступила в автопарк №2 в 2006-м году, списана в 2017-м… На табличке маршрут «Минск — Гродно», но ездил автобус и в Калининград, и в Ригу, и до санатория «Радон».

Ликвидатор аварии на ЧАЭС, «водитель I класса»:

Водители большегрузов разного назначения:

«Ласточки»:

Еще одно большое направление «фотоэпитафий» — «Родные места». Направление разбивается на две подкатегории: просто родной угол (дом, природа) и родной угол с изображением человека. Прохожему сразу понятно, что больше всего любил ушедший какое-то определенное место, причем это никогда не город, только деревня.

Также выделяются рыбаки, хотя их немного.

Ну, кажется все. Честно, для меня наибольшим удивлением было превалирование авиатематики. Настолько романтизирована профессия!

Всем мир.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎