Индустриальный забег по Минску — через промузел «Западный»

Индустриальный забег по Минску — через промузел «Западный»
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Крупнейшая промышленная зона Минска находится в пределах МКАД и сложена из территорий крупных предприятий машиностроения (МТЗ, МЭТЗ, ММЗ и завод шестерен), а также нескольких пищевых фабрик («Слодыч», «Криница», молочного завода №1 и завода игристых вин). Там же и ТЭЦ-3. Вообще это лучший из индустриальных маршрутов города, всячески рекомендую почитать о нем пост. Есть сочные промзоны и поближе к центру, например, вдоль Харьковской улицы или в квартале радиаторного завода. Ну а за кольцевой дорогой на ум приходят первым делом Шабаны и «Западный», огромные территории, отданные под реальный сектор экономики. В Шабанах я гулял прям плотнячком, в «Западном» толком не был ни разу. Выбор очевиден.

В природе не существует описания истории создания промузла, потому что такие места никому не интересны. Есть опорная дата введения в эксплуатацию ТЭЦ-4, сентябрь 1977-го. Эта теплоэлектроцентраль, ставшая в своей категории крупнейшей в стране, потребовалась столице для отопления здоровенных районов западной части города. Она, к слову, еще дважды расширялась и до сих пор не достигла предела своих возможностей.

Кроме того, в ноябре 1978-го здесь была запущена водоочистительная станция, финальная точка Вилейско-Минской водной системы. Часть Московского района и весь Фрунзенский все еще пьют воду из Вилейского водохранилища, прошедшую многокилометровый путь по открытому каналу до Крылово, а затем по водоводам в промузел «Западный». Здесь вода очищается от всяких букашек и какашек и подается в краны горожан.

От водоочистительной станции я и начал свою прогулку, так как одна из возможностей попасть в промузел обеспечивается автобусными маршрутами от метро прямиком к ее проходной.

Конечно же, вода нужна и ТЭЦ-4. Много воды. Теплоэлектроцентраль обеспечивает отопление жилищ и предприятий, а кроме того подает горячую воду в краны круглый год.

Наиболее заметными объектами предприятия являются три 180-метровые трубы и три градирни. И те, и те не крупнейшие в стране (в категории дымовых труб первенство у Новолукомльской ГРЭС, по градирням лидирует БелАЭС), но в целом впечатляют все равно :)

Административный корпус:

А это я:

Между водоочистительной станций и ТЭЦ-4 сгруппировано несколько площадок частных промышленных предприятий, выросших здесь уже, конечно, куда позже появления основных инфраструктурных объектов. Вероятно, за главного тут стоит считать «Евроопт» с его центральным офисом, логистический склад и склад «Е-доставки», а также самый большой гипермаркет в сети.

В синих цветах — логисты:

Через промузел проходит ветвистая улица Монтажников, иногда отпочковывающая мелкие переулки. Это она: вид от проходной ТЭЦ-4 к кольцевой.

Роскошные градирни:

Здесь же вырос бизнес-центр без названия (2015-й год) со специфическим набором арендаторов. В таком месте, понятно, сидят не айтишники, а суровые ребята, торгующие латунными втулками и радиаторами. На заднем плане красное здание производителя пластиковой посуды «Митра».

Монтажников огибает территорию ТЭЦ-4 и уводит дальше. Справа забор гаражного кооператива «Энергетик-11».

Взгляд назад:

Помимо тепла ТЭЦ-4 генерирует и электроэнергию для нужд города, но на самом деле включается в сеть только во время пиковых нагрузок. С введением БелАЭС в эксплуатацию, думаю, потребность в ее помощи снизится еще больше, не знаю. Когда я проходил под ЛЭПами, отчетливо слышался характерный треск — значит, под напряжением.

Здесь развилка. Монтажников уводит еще глубже в промзону, полностью огибая ТЭЦ. Там есть два крупных предприятия: очередной филиал «Русского леса» и «Белстройметалл». Плюс несколько мелких. А вот поворот налево уводит по безымянному проезду в отрог промзоны, примыкающий к деревне Антонишки. Там интереснее.

В розовом здании производство «Белбессер». Это те самые ребята, который производят отвратительные стройматериалы под общим названием бессер — разноцветные кирпичи, блоки, плитку, которая отлично вписывается в стандарты агрокрасоты.

Оранжевый корпус и здание с оранжевыми колоннами — «Табак-инвест» олигарха Топузидиса.

Вот этот за «Сквирелом» (склад):

Кроме того, здесь квартирует склад «Белбогемии», старейшего, наверное, поставщика посуды и хозтоваров в стране.

На самой-самой окраине, формально уже на территории деревни Антонишки, развернута крупная стройка. К большому сожалению не удалось узнать, что за она. Зато в грязи я вымазался основательно :)

Видимо, мобильный бетонный заводик:

Взгляд назад:

Эта адская дорога соединяет промзону с Антонишками, Богатырево и Озерцом, но в мокрое время года, как видно, пройти по ней и проехать не так и просто.

Но отступать было некуда, так как хотелось взглянуть на базу отстоя пассажирских вагонов минского узла. Это крупнейший «дом» службы пассажирского движения БЖД. Вот, например, отдыхает состав «Белый Аист», ожидая возможности наконец поехать в свой маршрут на Киев.

Страшно красиво!

Помимо базы вагонов есть тут и служебная ветка для грузовых составов. Она соединяет Молодечненское и Барановичское направление в обход города и позволяет подавать составы, следующие, например, из Вильнюса в Минск, прямиком на сортировку в Курасовщине.

Самый последний кадр, уже с территории Богатырево. Вдалеке градирни ТЭЦ-4, а ближе ряды теплиц агрокомбината «Ждановичи». Эти теплицы специализируются на выращивании цветов. Все!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎