Прогулки под уставшим путепроводом на Жукова, который вот-вот встанет на полную реконструкцию

Прогулки под уставшим путепроводом на Жукова, который вот-вот встанет на полную реконструкцию
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В 1987-м году в Минске началась прокладка последнего на этот момент участка второго транспортного кольца — от Железнодорожной улицы до Брилевской. С тех пор кольцо так и не было замкнуто (не хватает участка вдоль Антоновского парка, земля под него зарезервирована и, по слухам, проект прошел государственную экспертизу), но особо это городу не мешает. Городу больше всего нужен был как раз этот кусок между Аэродромной и Жукова над путями сортировочной железнодорожной станции. Самый длинный столичный путепровод сдали в конце 1990-го года, затем через некоторое время были снесены жилые дома и поликлиника в районе улочки Короткевича, что позволило соединить разрозненные участки кольца. Теперь же, в декабре 2021-го, путепровод должен стать на капитальный ремонт с полной заменой пролетов и, может быть, опор, техническое состояние которых пока неизвестно. Путепровод откровенно устал и не справляется с многократно возросшими нагрузками, так что капремонт был ожидаем. Облазал его со всех сторон для истории!

По паспорту мост имеет длину в 460 метров, но в воздухе висит чуть более 400 метров, остальное занимают автомобильные подходы. К сожалению, в силу возраста я не помню путепровод в начале 90-х да и вряд ли даже бывал на нем вплоть до студенческих лет. Почему «к сожалению»: на подробных картах 1992-го и 1995-го годов Минска мост обозначен узким, заметно у́же проспекта Жукова, что наталкивает на мысли о вводе в эксплуатацию сначала одной половинки, затем уже только второй.

Начало путепровода от улицы Брилевской, вид, соответственно, в сторону проспекта Жукова, Пушкина и далее по кольцу:

Сначала мост проходит над улицей Вирской, сейчас переживающей капитальный ремонт. Точнее, ремонт на вид закончен, но движение не открыто:

Здесь есть лесенка вниз, так что легко встать на уровень опор и посмотреть под пролеты:

Сколько я ни ходил по путепроводу, всегда ощущал его вибрацию при движении тяжелых машин и автобусов. Вибрация и гниловатые на вид перекрытия могут смутить обывателя, мол, конструкция требует усиления или замены, но такие выводы бывают поспешными — анализ технического состояния проводят специалисты, вибрация сама по себе ничего не значит. Хотя, если уж дело дошло до дорогостоящего ремонта, похоже, путепровод действительно устал.

После Вирской начинается территория локомотивного депо, а затем пути сортировочной станции и магистральные пути направления Минск — Брест.

Отсюда, с путепровода, можно спуститься вниз на Брест-Литовскую улицу, попасть на территорию депо и пройти вглубь островка между рельсами. Не все минчане знают, что там живут люди. В моем случае это означает, что можно вновь пофоткать пролеты, ожидающие замены.

Вид на Аэродромную:

На Жукова:

Улица Брест-Литовская является общегородской, то есть доступ на нее, в общем, свободный. По улице можно добраться, в частности, к локомотивному депо:

Или, пройдя под мостом, к вагонному:

Ну, депо меня не интересуют, здесь зато удобно рассмотреть подноготную. Хорошо видно, что в случае с конкретно этим путепроводом применена необычная конструкция опор, когда пролеты лежат не каждая на своем столбе, а в специальной люльке, опирающейся на единственный мегастолб:

Сложно сказать, не имея соответствующего образования, почему был выбран такой вариант. Могу предположить, что из-за густоты железнодорожный путей и многочисленных стрелок это был оптимальный вариант в части экономии места.

Снова наверху. Я как раз стою над люлькой, видны швы между секциями перекрытий:

Постоянные осадки, брызги из-под колес, противогололедные реагенты и просто сама жизнь разрушает самый крепкий бетон. Состояние отбойников:

Ближе к противоположной стороне, у Автодоровского переулка и старой железнодорожной больницы появляется шумозащитный экран. Его установили для снижения шумового давления на пациентов отделения паллиативной помощи:

Так он смотрится с переулка:

Перехожу на другую сторону, где водонапорная башня:

Магистральные пути на Брест, а также пути сортировочной станции и высотки Минск-Мира на горизонте:

Когда-то здесь был отдельный спуск сразу на платформу остановочного пункта «Столичный» (во времена строительства путепровода он назывался «Больница»), но ступеньки совсем прохудились, их для безопасности пришлось демонтировать, а лестницу закрыть:

Снизу она выглядит как лестница из кошмарного сна:

Спускаюсь вниз к башне. У нее уже есть третий хозяин (впервые сооружение было продано в частные руки в 1991-м году), там кое-что готовится, о чем я расскажу весной следующего года…

Спуститься сюда мне нужно было, чтобы попасть под первую секцию пролетов моста. Да, она как бы зарешечена для защиты от пьяниц и наркоманов, но это короткий путь с одной стороны моста на другую, от Автодоровской улицы к Автодоровскому переулку. С обеих сторон несколько объектов БЖД, есть какое-то движение людей.

Короче, в решетке есть дырка, куда пролез даже я.

Перед заныриванием под мост еще пара снимков осыпающихся пролетов. Видна арматура:

Потолок низкий, так что хорошо можно рассмотреть люльки на опорах. Опять же, я не специалист, но на вид все очень крепенькое, прочное:

Дальше же видно, как путепровод набирает высоту и уходит над путями сортировки. То, что люльки немного перекошены к краям, это не заваленный горизонт, они действительно так наклонены по проекту. Я не знаю, зачем.

Мост уходит в историю, чтобы уступить место новому, который, надеюсь, прослужит больше 30 лет :)

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎