Эпоха троллейбусов ЗиУ-9 в Минске

Эпоха троллейбусов ЗиУ-9 в Минске
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Самый массовый троллейбус мира выпускался с 1972-го по 2015-й год и был размножен в количестве 42 тысяч штук. ЗиУ-9 в заводском обозначении или ЗиУ-682 во всесоюзном отпахал в Минске 37 лет, перевезя неисчислимое множество пассажиров и став символом пассажирского транспорта столицы наряду с желтыми «Икарусами» и «булькающими» ЛиАЗами-677. В один из периодов это была вообще единственная модель троллейбусов в минских депо: с «королевскими» креслами над колесными арками, с характерным щелканьем сборки схемы за спиной водителя и воем реостатов под днищем. Обязательно нужно вспомнить его эпоху — такую яркую и разноцветную как ливреи разных депо, эпоху детства и юности!

ЗиУ производился на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области, заменив на конвейере предшественника ЗиУ-5 (также работал в Минске, но я его не застал в силу возраста). «Девятка» стала трехдверной, более вместительной, быстрой, комфортной, выполняя требования своей эпохи — эпохи ускорения и урбанизации.

Этот салон помнят все, я уверен:

ЗиУ-9 стали приходить в Минск буквально с первых партий. Дебютная поставка 1972-го года включала тридцать машин — 29 пассажирских и одну учебную. Вот, например, троллейбус того года (№1531) на площади Победы в компании ЗиУ-5:

Или молодая диспетчерская станция «Одоевского» в 1974-м году: большая часть еще старые модели, хотя появляются и новые.

«Девятки» мчат по центральному проспекту в 1978-м. А деревьев сколько!

Знаменитый маршрут №2 на подъезде к площади Независимости:

И это, кажется, тоже он попал в камеру оператора фильма «Плюмбум», полностью снятого в минских экстерьерах:

Хотя к моменту прихода ЗиУ-9 в Минске уже работало два троллейбусных парка, комплектоваться свежими машинами начинал только первый на улице Красной. Ныне он уступил место строительству жилого комплекса «Депо», а площадка переехала в Уручье. Лицевая сторона депо с постаментом и первым минским троллейбусом, учебном машиной №1483 и рабочими лошадками:

А вот другая «учебка» на диспетчерской станции «Восток-1». У нее в чехле информатора устанавливалась буква «У», завидя которую остановка делала вздох разочарования — на борт пассажиров такой троллейбус не брал:

Открытие второго депо, затем третьего, четвертого и пятого самым благотворным образом повлияло на внешний вид минских троллейбусов. Постепенно все филиалы пришли к пониманию, что машинам нужны ливреи, но пока наступила эпоха разноцветья. Белый верх, красный низ:

Красные полосы на бежевом:

Или просто однотонный красный:

Минские троллейбусы ЗиУ-9 радовали глаз, и я хорошо помню, как особенную радость вызывал редкий зеленый, заезжающий на разворотное кольцо ДС «Ангарская-3», которое просматривалось с дороги по пути домой из детского сада!

Еще до распада СССР на бортах троллейбусах появилась социалка про правила ПДД:

Ну а 90-е привнесли такое явление как коммерческая реклама. Вот некая Moka Ltd. привлекает трудящихся дивидендами, потому что зарплата в лихие годы не гарантировала ничего:

Роскошная «сигара» проплывает по центральному проспекту. У нее характерный регистрационный знак ОТр так называемой серии «Совтрансавто», позволяющей выезжать и за границу при наличии дополнительной наклейки BY на заднем стекле:

Известный в 90-х минский водитель-ковбой со своей «ласточкой»:

Рекламные окраски более поздних лет:

Цветовое разделение депо происходило постепенно, «закрепляя» определенные за филиалами. Было время, например, первое выбирало ливрею сплошного синего — здесь их машины, переданные в формирующееся пятое депо:

В итоге ЗиУ-9 старейшего филиала на долгие годы оделись в единую раскраску с синими юбкой и крышей и бежевыми фасадами:

Давно исчезнувший 28-й маршрут на разворотном кольце «Веснянка»:

Второе депо также делало синюю юбку, но фасады значительно светлее:

Машины и первого, и второго в пробке у площади Богушевича:

22-й маршрут на участке с трамвайной линией (пост о трамваях РВЗ последует, конечно):

В третьем художник добавил красные и зеленые диагональные и прямые полосы:

В пятом использовались светло-голубые и синие полосы на бежевом фоне:

Ну а интереснее всего подошел к делу оформления машин филиал №4. Там за основу был взят оранжевый цвет, значительно отличавший машины этого депо от других:

Ливреи стали исчезать с появлением новых троллейбусов второго поколения белорусского производства, а после и вовсе все машины были перекрашены в светло-зеленый, остающийся «фирменным» и по сей день.

ЗиУ-9 оставались на балансе минских депо до марта 2009-го года, но чисто внешне этого можно было и не понять, так как первое поколение троллейбусов сборки «Белкоммунмаш» использовало ту же лицевую маску, что и саратовский завод. А они отъездили по улицам города еще несколько лет сверху!

Наконец, некоторые минские машины получили вторую жизнь в городах Бендеры и Тирасполь (где теперь, к слову ездят 321-е и 421-е «Белкоммунмаш»), куда они уехали в качестве помощи. Значок «Мерседес» приклеили уже местные:

Эпоха ЗиУ-9 дольше продлилась в регионах Беларуси. В России, Украине и некоторых других странах бывшего СССР она длится до сих пор.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎