Маршруты минского общественного транспорта из прошлого. Автобус от Ольшевского на Ангарскую, разворотные кольца на Немиге и Комаровке, трамвай №12, троллейбус на проспекте

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Честно говоря, не знаю как там в других странах и городах, но маршруты городского общественного транспорта в Минске очень изменчивы. На сайте перевозчика чуть не каждую неделю объявляются какие-то изменения, что, конечно, с одной стороны естественно для города с двумя миллионами жителей и парой сотен маршрутов, а с другой порой кажется странным, особенно когда перевозчик начинает ставить странные эксперименты с организацией движения. Лишь немногие автобусные маршруты остаются без изменений долгие годы — например, десятилетия подряд по одним и тем же улицам бегает 18-й автобус и 3-й троллейбус. С трамваями все стабильнее по понятным причинам, но и там встречаются интересности. В общем, я порылся в истории минского транспорта и вспомнил с полтора десятка маршрутов, которые сейчас покажутся странными, а то и вовсе невозможными.

Я специально не трогал довоенные времена, потому что война кардинально перекроила Минск в том числе на уровне уличной сети — город до Второй Мировой был у нас совсем другим.

Основным транспортом, конечно, являлся трамвай, и он же оставался основным игроком в системе городских перевозок в первые послевоенные годы. Автобус вернулся в Минск в 1947-м, а в 50-х получил мощное развитие. Тогда же сложились основные маршрутные хорды. Фактически наиболее древним маршрутом, дошедшим до наших дней, является маршрут №3 (сейчас Вокзал — Чижовка). Большая его часть сохраняется в первозданном виде уже 72 года.

Но сегодня пост о другом :) Пост о том, что было и что сейчас может удивить. В основном, повторюсь, речь пойдет об автобусах, потому что перекроить автобусный маршрут куда проще, чем троллейбусный или тем более трамвайный.

Вот был такой 11-й автобус — сейчас он ходит от моего дома в Веснянке в Сухарево. Но до этого состояния он мутировал порядка 12 лет. В 83-м маршрут начинался на ДС Запад-3 и теми же улицами, что и сейчас доходил до Второго кольца, а после продолжался на Академию Наук. Путем многочисленных добавок и урезаний, поворотов, разворотов и прочего он, наконец, стал тем, каким есть сейчас.

Или вот 14-й. Я его помню, когда на нем из Дражни можно было доехать аж до Одоевского, где жила моя тетка. В таком виде 14-й просуществовал целых 10 лет — с 85-го по 95-й годы.

15-й маршрут, сейчас бегающий на 9-й километр, начинался на несуществующей уже диспетчерской станции «Якуба Коласа» и шел в Сельхозпоселок. Потом переехал на диспетчерскую «Плошадь Веры Хоружей», ее многие минчане могут помнить как площадку перед Комаровским рынком… И то разворотное кольцо было закрыто: автобус продлили на Кульман с одной стороны и в Зеленый Луг с другой. Закрыли и ДС «Кульман»!

Кстати, здесь же, на Хоружей, очень много лет разворачивался 16-й автобус и шел на Ангарскую. На Ангарскую он ходит до сих пор, но начинал вообще с ДС «Плошадь 8 марта» (тоже снесена — сейчас на ее месте выход из станции метро «Немига»). В качестве эксперимента несколько лет 16-й ходил из Масюковщины (!) на Ангарскую. Через весь город ровно.

Может кто-то помнит 30-й маршрут. Очень был важный маршрут для города, как нынешняя «сотка». Начинался на вокзале, шел по центральному проспекту и заканчивался на Калиновского.

Более трех десятков лет (!) работал автобус №32 по маршруту ДС «Каховская» — улица Ключевая (видоизменялся, конечно, но фактически оставался таким). Вообще Ключевая улица это что? Это Дражня, теперь грустный проулок между многоэтажек. Автобус бегал по Красной, Козлова, Долгобродской, Ваупшасова.

Маршрут №36 «Вокзал — Одоевского» — жил 20 лет, закрыт. Маршрут №42 «Вокзал — Западный поселок» просуществовал аж 30 лет, закрыт.

В качестве контраста — 44-й, так или иначе остающийся в том виде, в каком был задуман в 1973-м году. Тогда он начинался от ДС «Площадь 8 марта», доезжал до деревни Крупцы, от которой ныне остался только один дом, потом его продлили в поселок Пионерский (сейчас от Пионерского осталась пара глубоко перестроенных двухэтажек, например, клиника пластической хирургии Хиневича), потом в Веснинку, потом его конечная значилась как «Водохранилище Дрозды». С другой стороны маршрут перекинули на Кульман, затем дотянули до «Санаторно-лесной школы» (подозреваю, что-то в Ждановичах, что сменило название). Наконец, 44-й побежал на рынок «Ждановичи», а в 2002-м и к одноименной станции железной дороги.

Автобус №46. Начинал трудовую карьеру по улицам Матусевича, Ольшевского, Опанского (ныне Кальварийская), Цеткин, Свердлова, Аранской и Партизанскому проспекту. Разворачивался на автостанции «Автозавод», пока она существовала в виде деревянного сарая на углу тогдашней Енисейской (сейчас Варвашени) и проспекта. Вслед за автостанцией в 1990-м продлен почти к МКАД, а в 1995-м сокращен до вокзала. Так и ходит.

А помните 50-й маршрут из Серебрянки на Комаровку? Я еще помню! Помню 52-й с Ангарской в Дражню, помню абсолютно инфернальный 55-й из Шабанов в Уручье (!) огородами и дворами Северного поселка. Я помню 67-й с Ангарской на Карастояновой и вроде бы помню странные годы 72-го, когда он ходил по Сторожевской улице до гостиницы «Беларусь» от вокзала. Кстати, все маршрутное движение по Сторожевской было закрыто со строительством дома «Панорама». И до сих пор эта центральная широкая улица обходится без общественного транспорта.

9-й трамвай до «Автозавода» — как здрасте, даже помню как катался на нем. А вот абсолютно удивительный маршрут трамвая №12 от ДС «Мясникова» до ДС «Тракторный завод» не припоминаю (в ходу с 93-го по 95-й).

Кайфовыми были времена, когда троллейбусы продирались через Интернациональную улицу от Городского вала до площади Свободы. Это разворачивались маршруты, у которых конечная числилась у ГУМа. 21-й — до Масюковщины, 39-й на Юго-Запад, 56-й в Веснянку.

И важнейший для нынешнего Минска 53-й начинался совсем не так. С 1986-го по 1987-й годы троллейбус №53 доезжал лишь до площади Ногина (тогда общеупотребительное неофициальное название площади Богушевича), а до 91-го он вообще выглядел странно: от Богушевича поворачивал на Цеткин, потом на Кальварийскую, на проспект Пушкина и заканчивался на Одоевской. Дичь.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎