Маршруты минского общественного транспорта из прошлого. Автобус от Ольшевского на Ангарскую, разворотные кольца на Немиге и Комаровке, трамвай №12, троллейбус на проспекте

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Честно говоря, не знаю как там в других странах и городах, но маршруты городского общественного транспорта в Минске очень изменчивы. На сайте перевозчика чуть не каждую неделю объявляются какие-то изменения, что, конечно, с одной стороны естественно для города с двумя миллионами жителей и парой сотен маршрутов, а с другой порой кажется странным, особенно когда перевозчик начинает ставить странные эксперименты с организацией движения. Лишь немногие автобусные маршруты остаются без изменений долгие годы — например, десятилетия подряд по одним и тем же улицам бегает 18-й автобус и 3-й троллейбус. С трамваями все стабильнее по понятным причинам, но и там встречаются интересности. В общем, я порылся в истории минского транспорта и вспомнил с полтора десятка маршрутов, которые сейчас покажутся странными, а то и вовсе невозможными.

Я специально не трогал довоенные времена, потому что война кардинально перекроила Минск в том числе на уровне уличной сети — город до Второй Мировой был у нас совсем другим.

Основным транспортом, конечно, являлся трамвай, и он же оставался основным игроком в системе городских перевозок в первые послевоенные годы. Автобус вернулся в Минск в 1947-м, а в 50-х получил мощное развитие. Тогда же сложились основные маршрутные хорды. Фактически наиболее древним маршрутом, дошедшим до наших дней, является маршрут №3 (сейчас Вокзал — Чижовка). Большая его часть сохраняется в первозданном виде уже 72 года.

Но сегодня пост о другом :) Пост о том, что было и что сейчас может удивить. В основном, повторюсь, речь пойдет об автобусах, потому что перекроить автобусный маршрут куда проще, чем троллейбусный или тем более трамвайный.

Вот был такой 11-й автобус — сейчас он ходит от моего дома в Веснянке в Сухарево. Но до этого состояния он мутировал порядка 12 лет. В 83-м маршрут начинался на ДС Запад-3 и теми же улицами, что и сейчас доходил до Второго кольца, а после продолжался на Академию Наук. Путем многочисленных добавок и урезаний, поворотов, разворотов и прочего он, наконец, стал тем, каким есть сейчас.

ДС «Запад-3»

Или вот 14-й. Я его помню, когда на нем из Дражни можно было доехать аж до Одоевского, где жила моя тетка. В таком виде 14-й просуществовал целых 10 лет — с 85-го по 95-й годы.

15-й маршрут, сейчас бегающий на 9-й километр, начинался на несуществующей уже диспетчерской станции «Якуба Коласа» и шел в Сельхозпоселок. Потом переехал на диспетчерскую «Плошадь Веры Хоружей», ее многие минчане могут помнить как площадку перед Комаровским рынком… И то разворотное кольцо было закрыто: автобус продлили на Кульман с одной стороны и в Зеленый Луг с другой. Закрыли и ДС «Кульман»!

ДС «Площадь Веры Хоружей»

Кстати, здесь же, на Хоружей, очень много лет разворачивался 16-й автобус и шел на Ангарскую. На Ангарскую он ходит до сих пор, но начинал вообще с ДС «Плошадь 8 марта» (тоже снесена — сейчас на ее месте выход из станции метро «Немига»). В качестве эксперимента несколько лет 16-й ходил из Масюковщины (!) на Ангарскую. Через весь город ровно.

ДС «Площадь 8 марта»

Может кто-то помнит 30-й маршрут. Очень был важный маршрут для города, как нынешняя «сотка». Начинался на вокзале, шел по центральному проспекту и заканчивался на Калиновского.

Более трех десятков лет (!) работал автобус №32 по маршруту ДС «Каховская» — улица Ключевая (видоизменялся, конечно, но фактически оставался таким). Вообще Ключевая улица это что? Это Дражня, теперь грустный проулок между многоэтажек. Автобус бегал по Красной, Козлова, Долгобродской, Ваупшасова.

Маршрут №36 «Вокзал — Одоевского» — жил 20 лет, закрыт. Маршрут №42 «Вокзал — Западный поселок» просуществовал аж 30 лет, закрыт.

В качестве контраста — 44-й, так или иначе остающийся в том виде, в каком был задуман в 1973-м году. Тогда он начинался от ДС «Площадь 8 марта», доезжал до деревни Крупцы, от которой ныне остался только один дом, потом его продлили в поселок Пионерский (сейчас от Пионерского осталась пара глубоко перестроенных двухэтажек, например, клиника пластической хирургии Хиневича), потом в Веснинку, потом его конечная значилась как «Водохранилище Дрозды». С другой стороны маршрут перекинули на Кульман, затем дотянули до «Санаторно-лесной школы» (подозреваю, что-то в Ждановичах, что сменило название). Наконец, 44-й побежал на рынок «Ждановичи», а в 2002-м и к одноименной станции железной дороги.

Автобус №46. Начинал трудовую карьеру по улицам Матусевича, Ольшевского, Опанского (ныне Кальварийская), Цеткин, Свердлова, Аранской и Партизанскому проспекту. Разворачивался на автостанции «Автозавод», пока она существовала в виде деревянного сарая на углу тогдашней Енисейской (сейчас Варвашени) и проспекта. Вслед за автостанцией в 1990-м продлен почти к МКАД, а в 1995-м сокращен до вокзала. Так и ходит.

Автостанция «Автозавод»

А помните 50-й маршрут из Серебрянки на Комаровку? Я еще помню! Помню 52-й с Ангарской в Дражню, помню абсолютно инфернальный 55-й из Шабанов в Уручье (!) огородами и дворами Северного поселка. Я помню 67-й с Ангарской на Карастояновой и вроде бы помню странные годы 72-го, когда он ходил по Сторожевской улице до гостиницы «Беларусь» от вокзала. Кстати, все маршрутное движение по Сторожевской было закрыто со строительством дома «Панорама». И до сих пор эта центральная широкая улица обходится без общественного транспорта.

9-й трамвай до «Автозавода» — как здрасте, даже помню как катался на нем. А вот абсолютно удивительный маршрут трамвая №12 от ДС «Мясникова» до ДС «Тракторный завод» не припоминаю (в ходу с 93-го по 95-й).

Кайфовыми были времена, когда троллейбусы продирались через Интернациональную улицу от Городского вала до площади Свободы. Это разворачивались маршруты, у которых конечная числилась у ГУМа. 21-й — до Масюковщины, 39-й на Юго-Запад, 56-й в Веснянку.

Маршрут троллейбуса №21

И важнейший для нынешнего Минска 53-й начинался совсем не так. С 1986-го по 1987-й годы троллейбус №53 доезжал лишь до площади Ногина (тогда общеупотребительное неофициальное название площади Богушевича), а до 91-го он вообще выглядел странно: от Богушевича поворачивал на Цеткин, потом на Кальварийскую, на проспект Пушкина и заканчивался на Одоевской. Дичь.

Не хотите пропускать мои посты?
Подпишитесь на сообщества в Фэйсбук, Вконтакте или Одноклассниках.
Хотите больше? В Инстаграме, Телеграме и Ютьюбе то, что не попадает в блог!

Ваш бизнес может стать партнером моих путешествий по Беларуси, СНГ, всему миру. Узнайте подробности >>

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

11
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Nikolay Fomin
Участник
Nikolay Fomin

Был еще 77ой автобус, половину маршрута повторявший 57ой от ДС «Восточная» на Пролетарской (дальше не знаю); в то время на 57ом были ЛАЗовские «буханки», а на 77ом «Икарусы» покомфортнее. До Немиги можно было доехать любым. А потом 77ой уехал хрен знает куда, встречал его раньше на Пушкинской, теперь и там нет. Оказалось, он сейчас ходит между Уручьем и ЖК «Магистр»!

Anastassia Dyubkova
Участник
Anastassia Dyubkova

77 автобус долгое время ходил по маршруту Запад-3 — ДС Восточная (если ничего не путаю, давно было), потом его резанули до Республиканского центра тенниса. А пару лет назад заменили на троллейбус с тем же номером, ходящий с Запада к центру тенниса.

Ivan Karaitchev
Участник
Ivan Karaitchev

Отличный пост! Несколько дополнений.

15 автобус был крут тем, что катался по улицам, которые с тех пор автобусами толком не покрыты. Эдакий дружок улиц без автобусов. Ходил очень редко, одна машина на рейсе точно. Ездил по Коласа от Кульман до Некрасова, что сегодня смотрится странным. Осталась и тень: остановка напротив центра детского творчества (Некрасова, 1). Такую же роль играл 24 автобус, когда улицы Беды не существовало: он колошмматился по разным закоулкам, например, было время, когда он ездил по участку улицы Гало.

36 автобус сворачивал на Гвардейскую. 11 автобус одно время ездил по Декабристов. 10 автобус так вообще ездил еще в начале 90-х по уничтоженному кварталу Циолковского-Левкова, там сейчас девятиэтажки у метро Ковальская Слобода. Маршрут 10-ки менялся каждые 5-7 лет, так как старый район Могилевской-Кузнечной постепенно застраивался.

Кроме 15-го, был еще один эпичный номер 7. Такой же редко ходящий лазик, кайф его маршрута был в том, что он спускался с Опанского, катался по заброшенному Домашевскому переулку, задворкам Харьковской и с Харьковской съезжал на Берута (!). Наверное, рекордсмен по количеству участков улиц, где сегодня невозможно представить общественный транспорт.

Во второй половине восьмидесятых конечная автобусов 16, 50, 72 была у нынешней Электросилы на пл. Я. Коласа. На 16-м мы прекрасно ездили на стадион Трактор на игры дубля. Потом все резко отменили.

Про 72 на Сторожевской уже в годы независимости очень годное воспоминание. Да, был такой рейнджер с гармошкой, всегда пустой.

Про 30-й добавлю, что он ходил по Ульяновской. Тоже достаточно странно представить там автобус сегодня.

Siarhei Tsimashou
Участник
Siarhei Tsimashou

>> Более трех десятков лет (!) работал автобус №32 по маршруту ДС «Каховская» — улица Ключевая (видоизменялся, конечно, но фактически оставался таким). Вообще Ключевая улица это что? Это Дражня, теперь грустный проулок между многоэтажек. Автобус бегал по Красной, Козлова, Долгобродской, Ваупшасова.

Ключевую в 75 где то переименовали в честь молдованина Солтыса (ГСС вроде), с изменением трассы.
Водителями этого маршрута еще и широко подработки практиковались: в обед пятницы давалась «шоколадка» табельщице и автобус уезжал развозить дачников за нал. Порой маршурт по воспоминаниям отца вымирал в ноль и оставался один 33 до Северного Поселка — разворачивался на пересечении Артёма и Иркутской (остатки кольца даже до сих пор видны).

Andrey Baglay
Участник
Andrey Baglay

Денис, я помню еще был автобус — который шел из Веснянки в Серебрянку. Не помню точно номер, вроде бы 97. Но точно я на нем ездил, причем он шел по второму кольцу — Пушкина, Жукова, потом мимо аэропорта первого, потом по Денисовской.

Illia Koran
Участник
Illia Koran

А помню 71 автобус, ходил от дс Уручье 2 до разворотного кольца на Академической. Закрыт когда метро построили в Уручье.