За последний год в Беларуси как будто сгустились инфраструктурные проблемы — по ощущениям слишком часто стали обрушаться и трескаться мосты, после зимы меньше обычного проводилось текущих ремонтов дорожного полотна. Не знаю как на самом деле (ощущения зачастую являются продолжением нашего настроения), хотя я сам не припомню такого количества сообщений о проблемах. Тем не менее, кое-что и строится. Могилев, например, выходит на финишную прямую первого этапа постройки дублера Минского шоссе: благодаря ему образуется новая короткая связь между обоими районами города. При движении из Минска пропадет необходимость обязательного заезда в центр ради перехода через Днепр в заречную часть. Эта четырехполосная мегадорога почти полностью сделана из бетона. Время для прогулки!
Активнее всего Могилев развивается именно в минском направлении — вдоль магистрали М4. Начиная от центра она последовательно меняет названия с проспекта Мира на улицу Якубовского, затем Загородное и Минское шоссе. Микрорайоны Спутник и Казимировка (в последнем случае прилип народный топоним, официально это массивы Запад-1 и Запад-2) суммарно рассчитаны более чем на 100 тысяч человек. Сейчас, конечно, живет меньше, но уже не так и мало.
Вместе с этим основные места приложения труда остаются в центра города и в заречной его части — Заднепровье. Нельзя сказать, что Могилеву не хватает переправ на левый берег Днепра, у города аж три хороших широких моста, но если вы едете на машине из Минска, а также едете из Казимировки или Спутника и цель ваша именно Заднепровье, то неизбежно придется пробраться через центр.
Опять же, нельзя сказать, что центр Могилева стоит в пробках и заторах. Вообще не стоит — все хорошо движется, город не знает подобных проблем. Они обязательно появятся в будущем, когда число жителей вдоль шоссе на Минск сушественно вырастет. Кроме того, нагрузку на инфраструктуру разумно распределять равномерно: улицы «отдохнут» от выхлопных газов и шума, вырастет ценность недвижимости вдоль альтернативного маршрута.
В общем, Могилев получил сначала проект, а потом и реализацию такого маршрута — новую дорогу через микрорайоны до улицы Космонавтов и на старый мост Шмидта в заречную часть. Этот коридор местами был зарезервирован, местами оброс застройкой разной степени ценности и назначения, но в целом оставался доступным под строительство новой улицы.
На схеме красным обозначена действующая часть включая мост Шмидта, красным пунктиром строящаяся очередь, черным — проектируемая:
А есть такой более официальный док. Первая очередь, которая и строится, начинается от кругового перекрестка на улице Космонавтов и заканчивается отростком в Спутник:
Общая стоимость проекта составила порядка 100 миллионов рублей, причем немалая часть предполагается под снос — уже осуществленный и планируемый. Также на 7-километровой магистрали два путепровода через железнодорожные пути (уже готовы) и почти на всем протяжении бетонное покрытие. В последнее время в Беларуси стало модным строить шоссе и улицы из этого материала, обеспечивая, таким образом, многострадальные цементные заводы гарантированным госзаказом.
Сейчас будущая дорога находится в том состоянии, когда по ней уже можно пройти или даже проехать на велосипеде, но для запуска автомобильного движения еще рано. Стартанет оно, вроде бы, осенью.
Улица Космонавтов на подходе к круговому перекрестку, на который я обратил внимание выше. От перекрестка и начинается стройка.
На картах перекресток называется площадью Космонавтов, но в реальности эта площадь только название. Сейчас ее перестраивают и асфальтируют — на кругу не будет бетонного покрытия, так как его невозможно уложить без полной остановки движения на долгий срок.
Здесь я смотрю на круговой перекресток стоя уже на новой магистрали — вся она позади меня:
Чуть дальше. На площадь выходит три потертые панельки:
Ну а теперь разворачиваюсь и фотографирую свежепостроенную магистраль насколько хватает горизонта:
В самом ее начале строители прорубали коридор под полотно через окраины Могилевского домостроительного комбината. Его стационарные краны здесь же за забором:
Съезд на улицу Заслонова:
Дорога начинает взбираться на уклон, чтобы пересечь первую железнодорожную линию, конкретно Могилев — Гомель:
Зашел повыше, смотрю на пройденный путь назад:
Отдельная лестница для спуска на улицу Строителей:
Вид на первые пролеты над путями. Тротуарная плитка еще не уложена:
Первый из путепроводов вынужденно сделан довольно длинным, так как он проходит не только над магистральной железкой, но и подъездными путями к тому же ДСК:
Магистральный путь:
Теперь короткая «передышка» перед вторым мостом. Участок между магистральными линиями оставлен под съезд к поселку Ямницкий (фактически входит в границы Могилева). Вдалеке видны новостройки микрорайона Спутник:
Улица здесь расширяется до шести полос, так как архитектор запроектировал карманы для безопасного съезда:
Вновь железная дорога и второй путепровод. Теперь под нами проходит линия Могилев — Осиповичи. В реальности она не двухпутная, здесь лишь один путь основной, а второй является длинным усом для маневровых работ по станции Могилев-2, крупнейшей сортировке областного центра.
Еще раз окраина Спутника:
Новая автомобильная дорога сворачивает правее к новостройкам, но невооруженным глазом виден задел под второй этап в Казимировку:
Для перехода дальше строителям придется снести тысячу (!) гаражей крупного ГСК в коридоре трассы. Учитывая это, объявленные сроки строительства — буквально сразу по завершению первой очереди — кажутся малореальными. Тем более даже первая очередь уже решает вопрос с уводом трафика в объезд центра Могилева.
Спутник:
Здесь удалось увидеть, какой толщины бетон льют строители:
И финальная фотка в конце пройденного пути. Взгляд на подъем к путепроводам: