Если ехать главной улицей Кричева с севера на юг — она последовательно меняет названия с Мстиславльского шоссе на Фрунзе, Шоссейную, Молодежную, Щорса, Комсомольскую, Ленинскую — одометр автомобиля отсчитает аж 12 километров. Для районного центра с населением чуть более 25 тысяч человек очень много. Кричев имеет сложную географию, он собран из старого города, промзон и пустырей, микрорайона пятиэтажек-хрущевок, а также поселков железнодорожников и цементников. При этом город не переходит через Сож, вынужденно растягиваясь вдоль правого берега могучей реки. Побочным эффектом столь сложного ландшафта является неплохо развитый общественный транспорт и такси. Рос город секторально, в разные исторические эпохи, и сегодня я предлагаю посмотреть на эпоху индустриализации — довоенный поселок цементников, спутник первого цементного завода Беларуси.
Железная дорога пришла в Кричев только после революции 1917-го года: сначала большевики проложили линию из Орши на Сураж, Унечу и дальше до украинского поселка Ворожба в Сумской области (линия стала жертвой распада СССР, так как несколько раз пересекала границы разных уже стран, а ведь когда-то там ходил поезд Орша — Донецк!); в 1931-м году Кричев вовсе стал узлом, в город пришла магистраль из Могилева (и ушла дальше в российский Рославль).
Пришла она в том числе для нужд первого в Беларуси крупного цементного завода. Вон он на горизонте:
Завод строили бодро: в 1929-м приняли решение, в 1930-м заложили фундамент, в 1933-м запустили печи. К тому времени начал расти рабочий поселок для нужд предприятия в непосредственной близости. Это сейчас городская черта Кричева доходит до него без разрывов, а тогда между основным телом города и бараками трудящихся было пять километров пустырей.
Несмотря на то, что поселок по всем признакам соответствовал отдельному населенному пункту со своей инфраструктурой, административно он всегда являлся частью райцентра. На это указывают данные переписи СССР 1939-го года, по которым Кричев считается неразрывным целым с предприятием и его работниками.
Поселок цементников несмотря на свои скромные размеры также формировался неравномерно. Двухэтажки с предыдущих кадров и оформление улицы Фрунзе ими с трехэтажной «сталинкой» на углу — это уже итоги послевоенных лет:
Вместе с тем еще до войны город получил несколько крепких кирпичных общежитий с характерными чертами архитектуры 30-х с ее стремлением к максимальной инсоляции через широкие окна и сплошные световые проемы на лестничных маршах:
Дома переживают вялотекущий капитальный ремонт и, судя по стяжкам на торцах, чувствуют себя не очень хорошо:
И тогда, и теперь поселку цементников почему-то не положены асфальтированные проезды и парковки:
Кварталы работников завода строились по всем канонам советской модели организации компактной жилой среды. Так, поселок был насыщен необходимой инфраструктурой — школами, домом культуры, спортивным стадионом, медпунктом.
Одна школа теперь носит второй порядковый номер в исчислении райцентра и продолжает свою работу:
На месте и дом культуры цементников несколько архаичной уже архитектуры. Фонтан перед ним, увы, давно не работает (и работал ли?):
Скромный портал входа на стадион:
Теперь, когда город обступил поселок со всех сторон, оброс зданиями разных лет, планировка тогдашнего микрорайончика угадывается не так просто. Центральная ось лежит от вокзала Кричева по улице Коммунистической и упирается как раз в стадион. Другими словами, именно Коммунистическая задумывалась как главная артерия квартала:
В сторону от нее по улице Мира нанизаны также довоенные двухэтажки с квартирами:
Они также переживают ремонт (а некоторые уже пережили) и, вроде бы, он связан с проведением каких-то «Дожинок» в этом году. Впрочем, на иных не ведется никаких работ:
Белая вытянутая одноэтажка — первая школа поселка цементников. Теперь музыкалка:
Она же с другой стороны. На переднем плане детсад:
Улица Космонавтов с новым асфальтом:
Общежитие цементного завода брежневской эпохи:
В общем, все. Квартальчик не слишком большой, но по-своему любопытный и даже уникальный — довоенки в нашей стране мало, надо ценить.