У меня когда-то был недурной пост про топонимы на железной дороге, где я объяснял, почему станция Погодино это на самом деле город Горки, а Козенки — Мозырь. В сюжет того текста не укладывался фактец о названии главной пассажирской станции Могилева — Могилев-на-Днепре. Именно так прописывался в билетах пункт назначения или отправления вплоть до начала XXI века, если таковым выступал описываемый областной центр. Топоним был памятником самой истории, он отражал особенности работы грузоотправителей в докомпьютерную эпоху, когда путаница в названиях грозила телепортировать товары народного потребления в Могилев-Подольский. К чему это долгое вступление? К тому, что последний текст в серии текстов об областных центрах Беларуси на советских фотографиях опять начнется с вокзала!
В Могилеве сохранился исторический вокзал, совсем небольшой для города в нынешних его размерах. По этой причине уже в наше время был построен еще один по соседству, где разместились пригородные кассы и зал ожидания. Станцию без двух зданий я не помню вообще:
1987-й год. На путях отстаивается дизель-поезд ДР1А и, благодаря тому, что автор зафиксировал его бортовой номер 026, есть повод написать о составе чуть больше. Это один из двух дизель-поездов производства Рижского вагоностроительного завода, который успел поработать в минском узле до электрификации осиповичского направления. Да, был небольшой период в истории столицы, когда частично пригород обеспечивался дизельной тягой — об этом у меня был пост в блоге.
Под отправку подан пассажирский под тепловозом ТЭП60. В голове поезда обычный для того времени почтово-багажный вагон, уже исчезнувший в Беларуси формат (в России полным-полно):
Фотография облисполкома из 1954-го года, которая привлекла мое внимание наличием заборчика по периметру здания. Вообще в СССР не было традиции как-то ограничивать подход к зданиям власти, что должно, думаю, символизировать единство народных масс и их представителей, а тут видите:
Интересный снимок, на котором запечатлен очень важный, но неизвестный человек. Важность определяется двойным лампасом на брюках, что у военных означает наличие звания из высших — хотя бы генерал-лейтенанта:
Ратуша сохраняла следы боевых действий еще несколько лет после войны:
Вид фронтона драматического театра в 1951-м: тут тебе и дуумвират Ленина-Сталина, и лозунги на кумачах, и флаг СССР.
Здание театра было выкрашено в терракотовый цвет с подчеркнуто белыми кокошниками, рустом, лопатками. Именно в таком обличье очевиден выбранный архитектором псевдорусский или, как его еще называли, ретроспективный русский стиль. 1976-й год:
1983-й:
Дореволюционная гостиница напротив театра:
Ее снос в 1970-м:
Осень 1975-го на главной улице Могилева Первомайской:
Основное предприятие тяжелого машиностроения Могилева — МоАЗ — нередко попадало в объектив фотографов. Выпуск 10-тысячной машины в 1970-м:
Постановочный снимок из 1982-го:
Снимок неизвестной женщины напротив дома культуры. Здесь на себя внимание обращают газоны и вообще состояние пешеходных дорожек… 1977-й:
Автовокзал в первозданном виде, распространенный типовой проект, предназначенный для городов в целом поменьше Могилева:
В 1987-м году вышел фотоальбом о Могилеве, в который вошли некоторые интересные в моем понимании снимки. Вообще альбом самый обыкновенный для того времени с постановочными красивыми фотками, но все-таки. Вот, скажем, станция «скорой помощи», бригада садится в желтый «РАФ». В СССР (и до сих пор в России) цветографика «скорых» была регламентирована ГОСТом, желтый цвет предназначался тем, что рассчитаны на неотложную терапию и реанимацию, например, пострадавших в ДТП или в период острого инфаркта.
В ресторане «Потсдам» гостье демонстрируется бутылка «Пепси», видимо, для согласования года купажирования:
Подготовка к соревнованиям по картингу. На головах у парней единственные в Советском Союзе «колокола» отечественного производства (Эстония):
Этот снимок называется «Туристы». Куда эти туристы идут на фоне панелек?..
Ну и вот ультракринжовая постановка в рамках уличного представления на тему пьянства и лодырничества: