Бросить все и уехать в Молдову — такой был план. Знакомство с Кишиневом

Бросить все и уехать в Молдову — такой был план. Знакомство с Кишиневом
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Я по обыкновению ковыряю всякие скидочные сайты, специализирующиеся на авиабилетах, и хочу сказать, что пандемия ковида сказалась на пассажирских перевозках самым причудливым образом. Если поначалу цены задирались из-за резкого снижения провозных емкостей, то теперь наоборот. Авиакомпании очень хотят летать и завлекают на рейсы в том числе низкими ценами. К сожалению, это не про Беларусь. И даже не про аэропорт «Минск-3» в Вильнюсе или киевский узел, которые можно было бы использовать при отсутствии фактически полного запрета на выезд за границу посуху. Взгляд падает на Москву, куда и ездить на «Ласточке» получается дешевле и быстрее, чем было раньше. Да, там почти нет лоукостов за рубеж и вообще полно странных перекосов. Нужно делать ПЦР, причем и на обратную дорогу. Тем не менее, кое-чего интересного выцепить можно, и я взял и выцепил на несколько дней Молдову — ближайшую страну, где никогда не бывал. И слетал в самом конце декабря, побывав во всех крупных городах, включая Приднестровье. Опыт накопился разный, особенно про Приднестровье 😂

Приглашаю бизнес к продвижению услуг в трэвел-циклах! Суммарный охват достигает 100 тысяч визитов благодаря интеграциям в блоге, инстаграме, фэйсбуке и телеграме. Обращайтесь без промедления: denis.blisch@gmail.com или @blisch в телеге.

Поездка: Молдова | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Знакомство с Кишиневом. Центр ← сейчас открыто
◉ 02 | Знакомство с Кишиневом. Жутчайшие спальные окраины ← читать!
◉ 03 | Винные подвалы Крикова ← читать!
◉ 04 | Столица непризнанного Приднестровья Тирасполь ← читать!
◉ 05 | Бендеры: единственное, ради чего есть смысл соваться в Приднестровье ← читать!
◉ 06 | На пути в Рыбницу. Особенности жизни в непризнанном государстве ← читать!
◉ 07 | Возвращение на «большую землю». Райцентр по-молдовски — Резина ← читать!
◉ 08 | Второй по значимости город страны Бельцы ← читать!
◉ 09 | Прощание с легендой: поездка на винтажном дизель-поезде Д1 ← читать!

В самом начале необходимая ремарка по употреблению топонимов и отношению к статусу Приднестровья. Я буду писать Молдова, а не Молдавия, но не употреблять прочие названия в современном написании (Кишинэу, Бэлть и так далее) — это отражает то положение, которое, по моим ощущениям, сложилось в тамошнем обществе. Местные говорят Кишинев и Молдова.

Приднестровье в моей системе взглядов является неотъемлемой частью Молдовы, при этом, понятно, центральное правительство не имеет никакой реальной власти на большей части территории восточнее Днестра (и даже немного западнее в районе Бендер).

Я очень мало знаю про взаимоотношения между Приднестровьем и Кишиневом и по верхам историю возникновения этой ситуации. У меня нет никакого личного отношения к ней: мне одинаково комфортно было общаться с людьми и на одной стороне, и на другой; я за мир во всем мире и, если для сохранения мира нужен именно такой баланс, который установился сейчас, пусть будет так.

Впрочем, один неприятный момент все же случился. Я прилетел вечером в Кишинев и на паспортном контроле уже после получения штампа о въезде был остановлен какими-то непонятными людьми в гражданском. Они не представились, изъяли паспорт и завели в кабинет, где принялись задавать на мой взгляд бессмысленные вопросы. Поначалу я немного струхнул, не понимая, зачем это все (в первый раз в жизни за сотни пересечений границ), а потом осмелел и, в общем, довольно грубо принялся отвечать. Мол, турист первый раз в жизни в Молдове, а тут стресс на пустом месте без объяснения причин и даже не представившись. Выходя из каморки увидел, что в ожидании такого же диалога сидит еще один мужик с моего рейса. Что это было?

Ну, бог с ним.

Когда Кишинев вошел в состав Российской империи, ему был разработан генеральный архитектурный план, схожий с планами всех южных городов тогдашнего государства: регулярный, то есть с кварталами-гнездами, застройкой по линеечке, бульварами и площадями. Центр молдовской столицы сохраняет рисунок того плана и поныне: основной улицей является бульвар Стефана чел Маре, а второй по значимости — Григория Виеру.

В то время в Кишиневе вообще не было каменной застройки. Разработка плана тоже не принесла особых инвестиций, хотя было выстроено несколько значимых зданий, оставшихся по сей день. Увы, Вторая Мировая оставила от города практически руины, его пришлось строить заново, причем последняя итерация, начавшаяся уже при Брежневе (!), не была завершена с развалом совка.

Кишинев довольно беден на визуал, что особенно заметно в холодное время года из-за отсутствия листвы. У меня особых ожиданий не было, так что всякая находка доставляла особое удовольствие, коим и поделюсь.

В общем, маршрут начал вот отсюда, от конца бульвара Виеру, от края наиболее парадной части столицы:

Ну, парадной в данном случае, конечно, это громко сказано. В плане оформления зданий или даже банального оштукатуривания фасада Кишинев определенно антилидер из всех столиц, где приходилось бывать. На очень важной улице дома стоят «в чем мать родила», в данном случае с открытой кладкой кирпичей из местного известняка:

Чуть более торжественный дом, с какими-то колоннами, с большим шагом окон — ну, типа «сталинка». Обратите внимание, что надстройка мансардного этажа остановлена на полпути. Про остекление балконов и вставку каких-то угодно рам промолчу.

Бульвар:

Модная модернистская гостиница «Турист» и памятник героям-комсомольцам:

Вторит ей бруталистский кубик Национального банка:

В этом же углу скучное административное здание, которое занимают Министерство экологии и Государственная налоговая служба. В пристройке банк:

На другой стороне бульвара, напротив, никакого функционализма в ущерб красоте. Например, вполне нарядный жилой дом:

И в месте, где бульвар всасывается в более плотный центр, где начинается пешеходная улица, своеобразные «ворота» сложены непохожими зданиями. Справа, как я уже говорил банк и налоговая, а слева министерство финансов:

Пешеходка на самом деле очень короткая. Она носит имя Евгения Доги и вот это ее самый красивый угол, а может и самый красивый угол всего Кишинева как минимум в холодное время года:

Вернисаж без продавцов:

Жанровая скульптура «Влюбленный ожидает свою девчонку, которая натерла ноги в новых красивых туфлях, должных было поразить его в самое сердце»:

А это тоже пешеходка, хе-хе:

Кстати, вот дом, где работы на мансарде были завершены вопреки всему:

Я же пришел в зеленое сердце молдовской столицы, в сквер Кафедрального собора, в самый центр города. Собственно, в нем и стоит основной храм страны, поставленный здесь в XIX веке по классической моде того времени. Молдаване, к слову, поголовно православные христиане, другие конфессии практически не представлены.

И уже на подходе к центральной площади главная достопримечательность города, Триумфальная арка, поставленная в честь победы в Русско-турецкой войне. Без натяжек, хорошее сооружение, гармоничное, с приятной текстурой и пропорциями:

Троллейбус «Белкоммунмаша» спешит по своим троллейбусным делам на фоне арки:

Государственная исполнительная власть, правительство Молдовы:

А я делаю поворот на 90 градусов и выхожу к «воротам» центральной улицы Кишинева и всея Молдовы имени Стефана III Великого, наиболее успешного правителя Молдавского княжества в Новом времени (XVI век). Стефан чел Маре сделал государство сильным насколько это было возможно в сложившихся тогда условиях, поэтому весьма почитаем в молдавской историографии.

«Ворота» улицы с разных точек:

Тут сразу и самое красивое здание города, одно из самых старых в Кишиневе — мэрия. Строилось с той же функцией, за 200 лет ничего не изменилось:

Количество тачек в кадре поразительное, да. Кишинев стоит в пробках буквально всюду, ездить на общественном транспорте крайне сложно, не спасает и такси. Неожиданная проблема для краеведов — фоткать город так, чтобы тачки не загрязняли картинку.

Виды бульвара и кое-где боковых улиц:

Фасады домов в целом чище и наряднее, чем на предыдущем бульваре:

Если всматриваться, видно, что они уставшие. Местами даже видна арматура 😌

Министерство внутренних дел:

Прокуратура:

Министерство иностранных дел:

Еще пара картинок для комплекта:

Я приблизился к следующей площади, отсекающей официальное торжественное центральное ядро от спальных массивов. Есть и другой центр — низкоэтажный, типично южный для имперских времен, но я решил без него, только заночевал там в гостинице. В высотке центральный офис «Молдтелекома» (типа нашего «Белтелекома»). Обратите внимание на обрешетку фасадов — это естественный рассеиватель солнечного света, явный признак очень жаркого города.

Площадь с башней и полностью перестроенным ЦУМом (внутри грустновато, и я не нашел туалет):

Впереди лежали поля спальных районов, даже издалека приводившие в трепет. О, да, я не ошибся — это то, что нужно. В бой!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎