Столица непризнанного Приднестровья Тирасполь. Еще один пост о том как я попал впросак

Столица непризнанного Приднестровья Тирасполь. Еще один пост о том как я попал впросак
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Как-то так получается, что рубрика «Как я попал впросак» пусть и выходит редко, но зато стабильно раз в два-три года 😂 Впервые она появилась из-за случая с такси в Пекине, затем это была украинская глушь в Черниговской области, где банкомат сожрал мою прекрасную пластиковую карту с деньгами на ней… Идеальных путешествий не бывает, поэтому прогнозирую и дальнейшее обновление раздела — вот как сегодня. Кто бы мог подумать, что новая серия зародится в столице непризнанного Приднестровья, де юре Молдовы, де факто территориального образования с признаками государственности. Один из таких признаков собственная валюта. С нее и началось.

Приглашаю бизнес к продвижению услуг в трэвел-циклах! Суммарный охват достигает 100 тысяч визитов благодаря интеграциям в блоге, инстаграме, фэйсбуке и телеграме. Обращайтесь без промедления: denis.blisch@gmail.com или @blisch в телеге.

Поездка: Молдова | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Знакомство с Кишиневом. Центр ← читать!
◉ 02 | Знакомство с Кишиневом. Жутчайшие спальные окраины ← читать!
◉ 03 | Винные подвалы Крикова ← читать!
◉ 04 | Столица непризнанного Приднестровья Тирасполь ← сейчас открыто
◉ 05 | Бендеры: единственное, ради чего есть смысл соваться в Приднестровье ← читать!
◉ 06 | На пути в Рыбницу. Особенности жизни в непризнанном государстве ← читать!
◉ 07 | Возвращение на «большую землю». Райцентр по-молдовски — Резина ← читать!
◉ 08 | Второй по значимости город страны Бельцы ← читать!
◉ 09 | Прощание с легендой: поездка на винтажном дизель-поезде Д1 ← читать!

Из тех непризнанных государственных образований, что я изучал, Приднестровье обладает одним из самых комфортных режимов въезда/выезда. Во-первых, максимально лояльная «визовая политика» (ставлю в кавычки потому, что это все-таки не отдельное государство, так что какая визовая политика) — пускают всех, кто имеет право въехать в Молдову. Во-вторых, никаких отметок в паспорте. В-третьих, никаких санкций со стороны центрального правительства в Кишиневе: Молдова даже не отслеживает потоки людей и машин за левый берег Днестра. В-четвертых, налаженные транспортные связи с «большой землей» по обе стороны от узкой полоски Приднестровья, множество автобусных маршрутов и даже поезд Кишинев — Одесса транзитом через Тирасполь, которым возвращался домой.

Короче, поделав свои дела в молдовской столице, я отправился в Тирасполь ближайшей маршруткой. Да, еще будучи в Минске изучил все особенности пребывания в Приднестровье (она же Приднестровская Молдавская Республика), в том числе вопрос денег, так как там в ходу свои рубли, «суворовки». Сразу после провозглашения ПМР местные власти запустили в оборот советские рубли с наклеенными поверх марками, обозначавшими принадлежность к локальной валютной системе, так и закрепилось народное наименование денег.

Так вот, приднестровское туристическое бюро на сайте для туристов предупреждает, что лучше брать с собой кэш, мол, банкоматов в стране маловато, а обменников сильно больше. Но я не люблю кэш и фраза «банкоматов мало» меня полностью устраивала: просто выйду на остановке, рядом с которой карта показывает ближайший, сниму деньги, попью кофе и пойду в гостиницу.

Ближайший банкомат пожевал мою карту и выплюнул, но я — наивный белорусский юноша — все еще не чувствовал подвоха. Только в кофейне по пути к следующему бариста все рассказал, хотя и заверил, что гостиницы каким-то образом принимают международные Visa/MasterCard.

Нет, не принимают. С лета позапрошлого года международных платежных систем в Приднестровье нет. В ходу местные карты с номерами на 9xxx (как «Белкарт») и кэш, кэш, кэш. Из карманов получилось повыгребать 300 молдовских леев, чего по приблизительным расчетам хватало на скромно поесть и купить билет к пункту выхода из Приднестровья обратно в районе города Рыбница.

В отеле звонили некоему Игорю, обещавшему с утра что-то придумать с картой. Планировали маршрут до ближайшей деревни за «границей», где есть банкомат и куда все ездят за деньгами. Но я нашел способ через Qiwi закинуть денег на личную карточку администраторше — деньги идут минут 20 через две конвертации, но доходят!

Итак, Тирасполь в режиме жесткой экономии :)

Город основан Суворовым, застраивался по регулярному плану с кварталами-гнездами. Две наиболее длинные и важные улицы носят имена Карла Либкнехта и 25 октября. В Беларуси последний топоним не встречается, а вот в России и Украине (до декоммунизации) весьма. Зачем называть улицу датой Октябрьской революции по старому стилю, особенно если название присваивалось уже после реформы календаря, я не представляю.

А это центральная площадь города — Суворова:

Вообще Суворова много везде, в том числе на нынешних монетах и банкнотах. Памятник тоже ему:

На фоне «Пантеон флагов», это символы тех территорий, которые «признают» Приднестровье: Арцах (Нагорный Карабах), Южная Осетия и Абхазия. Последние две являются «частично признанными» государствами, так как их статус является официальным для МИДов нескольких стран-членов ООН, включая Россию.

Здесь же флаги России, самого Приднестровья и городов ПМР:

Еще немного главной улицы и площади Суворова:

Капсула с посланием потомкам. Вскрыть 2 сентября 2040-го года на 50-летие ПМР:

Кинотеатр «Тирасполь», в котором определенно улавливается сходство с минским «Берестьем»:

И начинается плотная застройка главной улицы столицы ПМР:

Взгляд обязательно упадет на огромный лакшери-шмакшери дом на углу 25 Октября и Шевченко. У него странное название «ВГ-1», в нем немногим больше 100 квартир с гигантскими площадями, иногда в два уровня. Несмотря на то, что на сайте комплекса нет никакой информации о застройщике и даже расшифровки нейминга, любой местный житель легко распознает размах холдинга «Шериф» и развернет аббревиатуру в «Виктор Гушан».

Виктор Гушан является не просто олигархом №1 в ПМР. Его компания контролирует порядка 60% экономики территории (по данным Вики), владеет всем, чем только может владеть.

Где-то тут стало понятно, что Тирасполь выглядит ухоженнее, аккуратнее и даже местами свежее Кишинева. Вполне современные здания, а те, которые не современные, хотя бы без колоний плесени на торцах.

Троллейбус «Белкоммунмаш» 4-го поколения. Молдова тоже закупает:

Впрочем, поначалу возникшее было ощущение «чистоты и порядка» вскоре сменилось у меня на другое, но об этом я сооружу отдельный пост завтра. Пока же посмотрите на памятник приднестровскому рублю, установленный неподалеку от главного банка ПМР:

В городе, к слову, хорошо развито троллейбусное движение. Основной подвижной состав АКСМ-321 белорусского производства, но встречаются еще и ЗиУ-9. Контактная сеть связывает Тирасполь с Бендерами, так что позже, после прогулки, я осуществил свой план переехать к следующей точке путешествия именно на «рогатом».

Двери из детства:

Немного выцветший «Счастливый мир»:

Прочие кадры главной улицы Тирасполя:

Главпочтамт в стареньком здании. Обратите внимание на использование цветов флагов России и ПМР — в стране параллельное хождение и такой, и такой символики:

А этот жилой дом с башенкой часто попадает на «открыточные» фотки Тирасполя. Типа, если вбить в Гугл название города и включить режим поиска по картинкам, он и появится:

Несмотря на то, что центральная площадь Суворова осталась далеко позади, «центристость» улицы повысилась за счет возраста и качества постройки. Тирасполь, бывший лишь короткий период в межвоенные годы областным центром, получил свою долю сталианса по праву населенности. Все-таки стотысячник, это не шутки!

Кроме того, именно здесь пожелал построить свой офис «шериф» ПМР Гушан. Здание его конторы выглядит сильно солиднее, чем даже президентская администрация :) Снять ее не смог, так как она была жестко оцеплена милицией — ожидался или приезд главы непризнанной республики, или может даже чей-то визит.

Еще дальше. Корпуса Приднестровского государственного университета имени Тараса Шевченко:

И впереди уже самое красивое здание города, Театр драмы и комедии, где проходят в том числе всякие торжественные собрания трудящихся:

Буквально за ним троллейбус делает разворот и начинает свой путь в Бендеры на другой берег Днестра, единственный город Приднестровья, лежащий по правую сторону. Я и поехал.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎