Из трех крупнейших приднестровских городов, где я побывал, Бендеры мне понравились больше всех. Я даже скажу так: это самый интересный город в официальных границах страны, что удалось посмотреть за несколько дней путешествия. Оно не удивительно, так как Бендеры накопили несколько «исторических слоев»: румынский, турецкий, русский и теперешний, в границах непризнанного Приднестровья. Они единственные из ПМР на правом берегу Днестра, но при этом некоторые кварталы или отдельные здания контролируются Кишиневом (две тюрьмы и кое-чего по мелочи). Наконец, сюда можно приехать на междугороднем троллейбусе из Тирасполя за три приднестровских рубля, что я и сделал.
Приглашаю бизнес к продвижению услуг в трэвел-циклах! Суммарный охват достигает 100 тысяч визитов благодаря интеграциям в блоге, инстаграме, фэйсбуке и телеграме. Обращайтесь без промедления: denis.blisch@gmail.com или @blisch в телеге.
Поездка: Молдова | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Знакомство с Кишиневом. Центр ← читать!
◉ 02 | Знакомство с Кишиневом. Жутчайшие спальные окраины ← читать!
◉ 03 | Винные подвалы Крикова ← читать!
◉ 04 | Столица непризнанного Приднестровья Тирасполь ← читать!
◉ 05 | Бендеры: единственное, ради чего есть смысл соваться в Приднестровье ← сейчас открыто
◉ 06 | На пути в Рыбницу. Особенности жизни в непризнанном государстве ← читать!
◉ 07 | Возвращение на «большую землю». Райцентр по-молдовски — Резина ← читать!
◉ 08 | Второй по значимости город страны Бельцы ← читать!
◉ 09 | Прощание с легендой: поездка на винтажном дизель-поезде Д1 ← читать!
Бендеры в ходе Приднестровского конфликта пострадали больше других, но сейчас о военных действиях практически ничего не напоминает. Уже по приезду в Минск прочел в Вики, что следы от пуль есть на торце горисполкома, однако я в ходе прогулки не обратил внимания.
В общем, город восстановлен, живет обычной жизнью. Увы, значительно сократилось население: со 130 тысяч к распаду СССР до 80 тысяч теперь. Работает автовокзал, в деле и железная дорога пусть и с единственным, но все-таки поездом Кишинев — Одесса. В 1993-м году в Бендеры пришел троллейбус, причем пришел аж с другого берега, из Тирасполя.
Линия обслуживается белорусскими машинами АКСМ-321:
Бендеры сильно старше Тирасполя и даже Кишинева, в советское время являлись членом «исторических городов СССР». Здешняя крепость, основная достопримечательность страны, поставлена в XVI веке турками. От них же и название, с персидского «пристань». К украинскому Бандере не имеет никакого отношения, а вот созвучие с каким-нибудь иранским Бендер-Аббасом абсолютно логичное.
Автовокзал:
Его павильон с залами ожидания переделан в торговый центр, рядом еще и общегородской рынок.
Санитарное состояние окружающих зданий:
В этом «торговом доме» легко угадывается типовой банный комплекс, распространенный в том числе в Беларуси. Например, именно такая баня работает на Автозаводе:
Вероятно, наиболее старый православный храм Приднестровья (я точно не изучал), Преображенский собор 1815-го года постройки, являющийся частью Православной церкви Молдовы, самоуправляемой единицы в составе РПЦ. Да, в отличие от политического ландшафта, религиозный един на всей территории страны, включая Приднестровье.
И вот уже главная площадь города со зданием администрации и новогодними украшениями по случаю зимних праздников:
Власть:
Жилая периметральная застройка:
Как и все крупные уездные и губернские города Российской империи, Бендеры начиная с XIX века застраивались по единому архитектурному плану с узнаваемой «гнездовой» сеткой улиц и переулков. Кварталы прямоугольные, под линеечку, с особняками разного вида и достатка. Наиболее торжественная улица Советская, где краеведческий музей и прогулочный бульвар. Тут прям класс:
Для уездника — шик:
Вкрапления агромодерна:
Жилой комплекс «Преображенский», почти обманувший меня своими дореволюционными пропорциями, но выдавший сущность корявым мезонином и особенно этажностью. Да, это новодел, хотя и действительно неплохо мимикрирующий под старину:
Шикарный особняк, отданный ныне под детско-юношескую спортивную школу:
Испорченной исторической застройки тоже полно. В основном старая часть города выглядит так или даже хуже:
А многоэтажные советские дома так вообще…
Это я отправился в другую часть Бендер, чтобы посмотреть на крепость, Днестр и могучий совмещенный автомобильно-железнодорожный мост.
Мемориал «Город воинской славы» в честь погибших жителей города в ходе разных конфликтов на его территории. Серп и молот на макушке — это с герба ПМР, который до сих пор содержит серп и молот.
Красивое хвойное!
На пути к крепости сфотографировал выцветший билборд с изображением царской семьи и надписью «Ты прости, Государь, чад заблудших твоих», а уже после чисто случайно узнал, что установка и этого, и других таких же плакатов инициатива нынешнего главы ПМР. Не знаю, как у него получается бесконфликтно сочетать все просоветское, чем напичкано физическое и идеологическое Приднестровье, и имперское, фактически уничтоженное советским…
Ладно, внешний ярус крепости:
Внешняя часть полный новодел за исключением, может быть, каких-то подвальных частей. Здесь построен ресторан, гостиница, в общем, это такой загородный комплекс «в стиле крепости».
Мои бродилки по его полностью открытой территории почему-то вызвали неподдельный интерес у всех, кто в это время находился рядом. Слова, впрочем, никто не сказал, так что я спокойно вышел на смотровую площадку и запечатлел мост, где уже выцвел российский флаг:
Теперь в центр крепости, в настоящую крепость, потихоньку восстанавливаемую в том числе на средства Евросоюза, о чем информируют стенды вдоль аллеи.
Вход платный, мне хватило остатков денег и даже потом еще на чашку кофе перед рейсом в Рыбницу :)
Площадка внутри крепостной стены пустая, на ней почти ничего нет за исключением пары бутафорских пушек и такой стыдной кареты типа «богатая цыганская свадьба»:
Но я не могу сказать, что это повлияло на восприятие. Наоборот, крепость очень классная, атмосферная, даже брутальная. Честный XVI век — дорогого стоит!
Поднялся на куртину. Узко, стремно, но хорошо:
Открыта одна башня. Внутри музей пыток уровня музея профессионально-технического училища, но ладно.
Удовольствие от Бендер получено в полной мере. Кофе на автостанции терпимый.