Прощание с Д1

Прощание с Д1
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Даже заголовок только для тех кто в теме! Для тех, кто любит поезда и винтажную технику, дизайн середины прошлого века и эстетику дизельпанка. Вот как у меня: я очень сильно люблю железную дорогу, а особенно тепловозную технику и неэлектрифицированные линии, но особенно-особенно пригородный Д1 венгерского производства. Это уже почти исчезнувшая эпоха: буквально считанные составы продолжают работать в Украине и Молдове, все без исключения в предсмертном состоянии, готовые быть поставленными в дальние тупики навсегда в любой момент. С большой долей вероятности мне удалось в последний раз прокатиться на таком поезде именно в Молдове, ради чего пришлось разработать логистическую спецоперацию с посещением городка Унгены на румынской границе и проснуться в 3 ночи (!) на рейс в Кишинев. Пост ностальгии.

Приглашаю бизнес к продвижению услуг в трэвел-циклах! Суммарный охват достигает 100 тысяч визитов благодаря интеграциям в блоге, инстаграме, фэйсбуке и телеграме. Обращайтесь без промедления: denis.blisch@gmail.com или @blisch в телеге.

Поездка: Молдова | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Знакомство с Кишиневом. Центр ← читать!
◉ 02 | Знакомство с Кишиневом. Жутчайшие спальные окраины ← читать!
◉ 03 | Винные подвалы Крикова ← читать!
◉ 04 | Столица непризнанного Приднестровья Тирасполь ← читать!
◉ 05 | Бендеры: единственное, ради чего есть смысл соваться в Приднестровье ← читать!
◉ 06 | На пути в Рыбницу. Особенности жизни в непризнанном государстве ← читать!
◉ 07 | Возвращение на «большую землю». Райцентр по-молдовски — Резина ← читать!
◉ 08 | Второй по значимости город страны Бельцы ← читать!
◉ 09 | Прощание с легендой: поездка на винтажном дизель-поезде Д1 ← планируется

В Беларуси никогда не было своих дизель-поездов семейства Д производства Ganz-MAVAG. Наиболее ранняя инкарнация — ДП — обслуживала линию Минск — Вильнюс — Рига — Таллинн, однако составы числились за литовским депо. Вот такие красавчики:

Позже, когда Венгрия начала поставки Д/Д1 (1960-1964-й годы), отдельные поезда заходили на территорию БССР и по другим маршрутам, причем на линиях Ровно — Лунинец и Ковель — Брест они заходили вплоть до начала пандемии на первые от границы станции. Глубже всех проникал Д1 из Смоленска, когда в ходу был еще прямой рейс в Витебск.

Д1 производились до 1988-го года, было построено около 700 поездов. Работали в основном в прибалтийских республиках, Украине, Молдове и центральной части России. До начала войны на Донбассе наиболее цельным гнездом Д1 являлась Донецкая железная дорога, однако сильнейший пожар в депо Иловайск уничтожил и повредил сразу несколько экземпляров. Умирают поезда также своей смертью — не слишком удачная конструкция, отсутствие запасных деталей, усталость рамы — в общем, действующих машин остаются считанные единицы.

Касаемо Молдовы, сказывается еще и экономическое положение железной дороги, застрявшей в неподъемных долгах и не имеющей особых перспектив развития. И без того усохшее движение зачастую останавливается полностью в связи с крупными поломками оставшихся Д1. Местная пресса так и пишет: на линии Бельцы — Рогожены отменяется пригородный поезд на неизвестный срок… Потом, если повезет, восстанавливается.

Короче, моя логистика позволяла отловить действующий состав в городе Унгены. Расписание максимально кровожадное: старт в 3:40 ночи и прибытие в начале восьмого утра в Кишинев. И буквально за день до намеченных покатушек рейс исчез из расписания! По косвенным признакам я сделал вывод, что это может быть глюком сайта Молдовских железных дорог, поэтому в любом случае поехал в Унгены.

Приятная находка по пути на вокзал — типовой кинотеатр как наш «Комсомолец»:

С пешеходного моста над путями видна зона смены колесных пар для составов в сторону Румынии. Румыния буквально за углом, там же, как говорят молдаване, «настоящая» столица их страны — Яссы.

Станция погружена в темноту, светится только окошко касс на вокзале. Несмотря на то, что поездов сегодня уже не будет, они открыты и открыт зал ожидания. От тетушек в окошке узнаю, что дизель ночью дадут, инфа соточка!

Поэтому отправляюсь в гостиницу, которая по факту оказалась частью церкви (!), но не такой с куполами и колокольней, а современной, протестантской. В три ночи уже шлепаю обратно на вокзал, отдельный пригородный вокзал в советской коробке из стекла и бетона:

В зале ожидания никого кроме меня и двух мужчиков-кассиров. Сначала они обилечивают всех, кто садится на первой станции, затем едут в поезде до конца и продолжают работать в качестве разъездных кассиров. Стандартные кассы при этом светятся, но не открыты.

Снежно и морозно, в Молдове так бывает нечасто. Вдалеке на территории депо начинает урчать знакомый звук Д1, включаются фары. Короткий маневр и поезд подъезжает к первой платформе:

Уж не знаю, за что конкретно люблю Д1, просто на мой вкус в нем все прекрасно. Икона дизельпанка! По нынешним временам составы выглядят так, что их можно снимать в «Безумном Максе» без доработок. Ощущение, что дизайнер вдохновлялся космической фантастикой первых послевоенных лет 😂

Салон попался оригинальный в деревянном исполнении. В комментариях инстаграма несколько человек высказало предположение, что это такой же поезд как в «Москва слезам не верит», однако нет, в московском узле дизель-поездов не было никогда, в кадрах мелькает обычная рижская электричка ранних лет производства (ЭР1 или ЭР2).

Двигатели заурчали, поехали. Сразу было холодно, потом потеплело. Через пару остановок появились пассажиры, затем много пассажиров. Поезд очень востребован, такой не отменишь без недовольства масс.

Расстояние небольшое, но холмистый рельеф, неспешный ход и частые остановки делают поездку между Унгенами и Кишиневом довольно долгой. Местами, кажется, Д1 давал максимум, на который спроектирован — все 80 км/ч!

Поезд в пути скрипит, кряхтит, дребезжит, шипит и едет, кажется, на честном слове. Но — приехали:

Вокзал Кишинева:

Здесь я пересел на поезд до Одессы. Раньше линия тоже обслуживалась Д1, затем модернизированными Д1М, но мне поставили сидячие вагоны с тепловозом, увы. На границе Украины и Молдовы на станции Раздельная промелькнула служебная мотриса на базе Д — в таких отрезают задник моторного вагона, выносят туда управление, а вторая кабина остается на своем месте. Мотрисы используются для перевозки технических работников дороги или даже начальства.

Одесса-мама!

Весной я сюда планирую вернуться, чтобы замутить очередной сочный трип по южной Украине. Не переключайтесь!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎