Монако обладает третьей самой маленькой железнодорожной сетью в мире (после Ватикана и Лесото) и является единственной страной на планете с полностью подземной железной дорогой. Впрочем, это было не трудно: сеть имеет протяженность лишь в 1,7 километра и единственную станцию Монако-Монте-Карло. До пандемии на нее еженедельно приходил поезд Москва — Ницца, который делал также и несколько остановок на территории Беларуси. До 2020-го года существовала уникальная возможность взять талон, скажем, Барановичи — Монте-Карло и совершить самый необычный трип в своей жизни. Увы, не успел, а будет ли еще возможность — большой вопрос. Давайте посмотрим, как устроена сеть княжества и ее вокзал в расщелине скалы.
Цикл: Карликовые государства | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Сан-Марино. Столица. Возникновение карлика и его странное политическое устройство ← читать!
◉ 02 | Сан-Марино. Борго-Маджоре. Экономика республики ← читать!
◉ 03 | Сан-Марино. Серравалле. Натурализация и сила паспорта ← читать!
◉ 04 | Сан-Марино. Догана. Социалочка для местных ← читать!
◉ 05 | Ватикан. Нюансы границы Святого Престола ← читать!
◉ 06 | Ватикан. Собор святого Петра: пышность и монументальность как главный аргумент для прихожан ← читать!
◉ 07 | Ватикан. Устройство папской железной дороги ← читать!
◉ 08 | Мальтийский Орден. Дворец наногосударства в Риме. Как выглядит посольство Ордена в Минске ← читать!
◉ 09 | Монако. Социальное жилье, местные Шабаны ← читать!
◉ 10 | Монако. Подземный вокзал станции Монте-Карло ← сейчас открыто
◉ 11 | Лихтенштейн. Столица. Образование карликового княжества ← читать!
◉ 12 | Лихтенштейн. Тризен. Пасторали альпийской провинции ← читать!
◉ 13 | Лихтенштейн. Шан. Как получить местный паспорт ← читать!
◉ 14 | Люксембург. Столица. Мост Адольфа и виадук через каньон ← читать!
◉ 15 | Люксембург. Столица. Знакомство с самой богатой страной Европы ← читать!
◉ 16 | Люксембург. Дифферданж. Индустриальный расцвет герцоргства ← читать!
◉ 17 | Люксембург. Эш-Сюр-Альзетт. Это просто красиво ← читать!
◉ 18 | Люксембург. Дюделанж. Система бесплатного транспорта в стране. Позитивная маятниковая миграция ← читать!
◉ 19 | Люксембург. Беттамбур. Система перехватывающих бесплатных парковок ← читать!
◉ 20 | Люксембург. Провинция в самой богатой стране Евросоюза ← читать!
◉ 21 | Люксембург. Вианден. Наиболее живописный город герцогства ← читать!
◉ 22 | Люксембург. Дикирх. Вопросы натурализации в стране ← читать!
◉ 23 | Люксембург. Юнглинстер. Внешний вид и цены в квартале новостроек ← читать!
◉ 24 | Андорра. Столица. Лютая история про уроженца Вильнюса, который стал королем страны ← читать!
◉ 25 | Андорра. Эскальдес. Цена на выпивку в Андорре. Страна-дьюти-фри ← читать!
Было бы странно, чтобы у Монако имелось полностью свое локомотивное и моторвагонное хозяйство, депо и все соответствующие службы, да. С момента прокладки линии в середине XIX века система управляется железнодорожными компаниями Франции (сейчас государственная SNCF). Межгосударственный договор продлевается каждые пять лет.
До 1965 года сеть полностью шла по поверхности, а вокзал располагался непосредственно в центре у Casino de Monte-Carlo. Здание было в схожей стилистике, но простенькое:
Платформы:
В 1965-м году был завершен первый этап реконструкции сети. Рельсы убраны из центра княжества, с его наиболее ценных территорий, и частично переведены в тоннель. При этом вокзал переехал ближе к границе. На схеме красная линия обозначает оригинальный маршрут, синий пунктир тоннель 1965-го года, уведший поезда под землю и в сторону от Казино.
Второй вокзал города прослужил с 1965-го по 1999-й год:
Довольно быстро стало понятно, что стоимость земли в Монако позволяет упрятать под землю и оставшийся кусок дороги, а вместе с ним и сам вокзал. Фасад вокзала лишь частично выходит на поверхность, однако участок под него выбран самый бросовый — глубокая расщелина, скальный разлом у бульвара Ренье III:
Таким образом, проникновение на станцию возможно с двух уровней: от бульвара наверху и из скального разлома внизу. Пространство между путями и верхним входом позволило организовать тринадцатиэтажную парковку. Верхний уровень:
Схема вокзала у входа:
Спуск к распределительному залу с кафе и видом на город, на ту самую расщелину:
Если проходить к поездам именно через верх, придется воспользоваться лифтом, так как организация любых других спусков, например, эскалатором или лестницей, потребовала бы огромного количества ресурсов и места:
Лифт выводит на дно скального разлома, где построен зал ожидания, работает магазин сувениров и «Старбакс», доступны автоматы по продаже билетов:
Здесь же выполнен проход к поездам. Фактически станция это единый тоннель, который лишь метров на 20 показывается наружу в разломе:
Здесь хорошо видно:
Станция Монако-Монте-Карло трехпутная с одной островной и одной боковой платформами. Пути лежат в кривой, что потребовал профиль местности, но при этом кривая добавляет динамики этому необычному месту:
На сегодняшний день через Монако ходят только пригородные поезда сообщением Марсель/Канн/Ницца — Вентимилья. С пандемией были отменены некоторые дальние поезда, а еще раньше, в 2003-м, навсегда ушел знаменитый Le Train Bleu, ночной Париж — Ницца для очень богатых людей.
Я уехал в Италию за 4 евро 60 центов и был таков.