Мосты города Мосты и другие впечатления от города

Мосты города Мосты и другие впечатления от города
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Город Мосты полностью оправдывает свое название: расположенный почти целиком на правом берегу Немана, он связан с противоположной стороной сразу несколькими мостами. Мощным железнодорожным, старым автомобильным и самым длинным в стране пешеходным – река здесь уже довольно широкая, хотя до впадения в Балтийское море еще несколько сотен километров.

В Мостах расположен не слишком удобный трехлучевой железнодорожный узел. Отсюда уходят линии на Волковыск, Гродно и Лиду. В случае, если поезд едет из Волковыска в Гродно или наоборот и заезжает в Мосты, ему приходится менять направление движения. Пассажирские составы стоят в ожидании перегонки локомотива, в пригородных бригада машинистов переходит в противоположную голову. Да, если не заезжать на станцию, то направление менять не придется – этим, к слову, объясняется тот факт, что не все поезда дальнего следования делают здесь остановку.

Неман из окна дизеля Волковыск – Гродно:

Да, пригородные, разумеется, все заезжают на станцию. Остановка долгая, можно не спеша отснять дизель в экстерьерах вокзала.

Состав меняет направление и уходит в Гродно. Станция почти вся пустая:

Небольшое маневровое движение есть. В городе работает крупный генератор грузов – ОАО “Мостовдрев”.

Здание вокзала было бы отличным, если бы не агрореновация с металлочерепицей и стеклопакетами. Сохранился вокзал с момента постройки в XIX веке.

Станция довольно далеко от ядра города, хотя он отчаянно тянется к ней щупальцем микрорайонов Юность. Щупальце перестало расти ввиду отсутствия дешевых кредитов, так что топать до первых многоэтажных домов получается минут 15 – топать нужно по улицам Станционной либо 30 лет ВЛКСМ. Я выбрал второй вариант.

Давно хотел обратить внимание, что в Гродненской области свой шрифт на дорожных указателях:

Сдвоенная водонапорка из желтого кирпича:

По дороге в основную часть города:

На окраине Юности “Евроопт” бахнул свой супермаркет. Интересно, что при ребрендинге ритейлер заменил лишь логотип, а вот цвет вентфасада остался из прошлого брендбука. Ну а что, все считают деньги.

Проспект Мира, граница массовой типовой застройки:

Перпендикулярно ей можно выбрать любой просвет между зданиями, чтобы углубиться во дворы и насладиться общественными пространствами города Мосты!

В этом райцентре, как и во многих других райцентрах Гродненской области и всей страны в целом активно использовалась 88-я серия панельных домов. Ее легко различить на фоне других за крайне бедный внешний вид.

Можно не переживать – внутри там тоже так себе.

Без силикатных пятиэтажек не обошлось:

Панельный детсад с пристройками пожарных лестниц. Из таких блоков сложены еще и школы, и общаги, но удивительно встретить их именно в райцентре в глубинке.

Один квартал Юность плавно переходит в другой, отделенный улицей Строителей, но разницу может не заметить и опытный краевед.

Эта часть квартала вплотную подходит к центральному ядру города. Карта показывала, что улица Лермонтова, ведущая прямиком к исполкому, имеет какую-то типовую одноэтажную застройку, поэтому я дернулся к ней. Оказалось, да, имеет:

Обычно такие райончики формировались в далекие (чаще послевоенные) времена при заводах и фабриках. Да, на Лермонтова есть небольшая промзона, юридически относящаяся к “Мостовдреву”, градообразующему гиганту из отрасли деревообработки. Но промзона целиком выставлена на продажу и практически не эксплуатируется, хотя юридически относится к СЭЗ “Гродно”.

Что ж, вот и задник исполкома:

И он во всей красе с площади:

Площадь в Мостах получилась неоднородной. Прямо на власть смотрит скромная усадебная застройка:

Узел связи:

Центр культуры:

Типовой, но уколхоженный универмаг:

Это уже главная улица Советская, часть шоссе Р41 Скидель – Гродно:

Интересный “парадный” дом в центре городка. Скорее всего та же 88-я серия, но с кирпичными пристройками – эта серия хороша тем, что позволяет “докручивать” здание практически без каких-либо ограничений штучной кладкой.

Разумеется, самое уродское строение у “Беларусбанка”:

В этой коробке легко угадывается типовой кинотеатр, хотя вывески уже нет. Назывался он “Современник”, а что сейчас – непонятно. Помимо кафе “Томат” с малюсеньким лого на фасаде, это может быть универсальный досуговый центр, где регулярно кино уже не крутят. Часто выбирается именно такой вариант выживания кинотеатров в провинции.

Не мог не сфоткать “Москвич” еще на черных (!) номерах. То есть машина катает на них минимум 39 лет – в 1981-м были выданые последние номера этого стандарта.

Наконец, заводоуправление “Мостовдрева”. Предприятие не слишком известно частному потребителю, хотя является одним из ключевых в отрасли. Производит по большей части шпон и во многом на экспорт. Основа экономики района.

Город маленький, поэтому мне осталось только показать тот самый пешеходный мост через Неман длиной 193 метра. Он перекинут с правого на левый берег и ведет в лесопарковую зону, где любят отдыхать местные жители. Мост, к слову, на мой вкус, ничего особенного 🙂

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎