Город Мосты полностью оправдывает свое название: расположенный почти целиком на правом берегу Немана, он связан с противоположной стороной сразу несколькими мостами. Мощным железнодорожным, старым автомобильным и самым длинным в стране пешеходным – река здесь уже довольно широкая, хотя до впадения в Балтийское море еще несколько сотен километров.
В Мостах расположен не слишком удобный трехлучевой железнодорожный узел. Отсюда уходят линии на Волковыск, Гродно и Лиду. В случае, если поезд едет из Волковыска в Гродно или наоборот и заезжает в Мосты, ему приходится менять направление движения. Пассажирские составы стоят в ожидании перегонки локомотива, в пригородных бригада машинистов переходит в противоположную голову. Да, если не заезжать на станцию, то направление менять не придется – этим, к слову, объясняется тот факт, что не все поезда дальнего следования делают здесь остановку.
Неман из окна дизеля Волковыск – Гродно:
Да, пригородные, разумеется, все заезжают на станцию. Остановка долгая, можно не спеша отснять дизель в экстерьерах вокзала.
Состав меняет направление и уходит в Гродно. Станция почти вся пустая:
Небольшое маневровое движение есть. В городе работает крупный генератор грузов – ОАО “Мостовдрев”.
Здание вокзала было бы отличным, если бы не агрореновация с металлочерепицей и стеклопакетами. Сохранился вокзал с момента постройки в XIX веке.
Станция довольно далеко от ядра города, хотя он отчаянно тянется к ней щупальцем микрорайонов Юность. Щупальце перестало расти ввиду отсутствия дешевых кредитов, так что топать до первых многоэтажных домов получается минут 15 – топать нужно по улицам Станционной либо 30 лет ВЛКСМ. Я выбрал второй вариант.
Давно хотел обратить внимание, что в Гродненской области свой шрифт на дорожных указателях:
Сдвоенная водонапорка из желтого кирпича:
По дороге в основную часть города:
На окраине Юности “Евроопт” бахнул свой супермаркет. Интересно, что при ребрендинге ритейлер заменил лишь логотип, а вот цвет вентфасада остался из прошлого брендбука. Ну а что, все считают деньги.
Проспект Мира, граница массовой типовой застройки:
Перпендикулярно ей можно выбрать любой просвет между зданиями, чтобы углубиться во дворы и насладиться общественными пространствами города Мосты!
В этом райцентре, как и во многих других райцентрах Гродненской области и всей страны в целом активно использовалась 88-я серия панельных домов. Ее легко различить на фоне других за крайне бедный внешний вид.
Можно не переживать – внутри там тоже так себе.
Без силикатных пятиэтажек не обошлось:
Панельный детсад с пристройками пожарных лестниц. Из таких блоков сложены еще и школы, и общаги, но удивительно встретить их именно в райцентре в глубинке.
Один квартал Юность плавно переходит в другой, отделенный улицей Строителей, но разницу может не заметить и опытный краевед.
Эта часть квартала вплотную подходит к центральному ядру города. Карта показывала, что улица Лермонтова, ведущая прямиком к исполкому, имеет какую-то типовую одноэтажную застройку, поэтому я дернулся к ней. Оказалось, да, имеет:
Обычно такие райончики формировались в далекие (чаще послевоенные) времена при заводах и фабриках. Да, на Лермонтова есть небольшая промзона, юридически относящаяся к “Мостовдреву”, градообразующему гиганту из отрасли деревообработки. Но промзона целиком выставлена на продажу и практически не эксплуатируется, хотя юридически относится к СЭЗ “Гродно”.
Что ж, вот и задник исполкома:
И он во всей красе с площади:
Площадь в Мостах получилась неоднородной. Прямо на власть смотрит скромная усадебная застройка:
Узел связи:
Центр культуры:
Типовой, но уколхоженный универмаг:
Это уже главная улица Советская, часть шоссе Р41 Скидель – Гродно:
Интересный “парадный” дом в центре городка. Скорее всего та же 88-я серия, но с кирпичными пристройками – эта серия хороша тем, что позволяет “докручивать” здание практически без каких-либо ограничений штучной кладкой.
Разумеется, самое уродское строение у “Беларусбанка”:
В этой коробке легко угадывается типовой кинотеатр, хотя вывески уже нет. Назывался он “Современник”, а что сейчас – непонятно. Помимо кафе “Томат” с малюсеньким лого на фасаде, это может быть универсальный досуговый центр, где регулярно кино уже не крутят. Часто выбирается именно такой вариант выживания кинотеатров в провинции.
Не мог не сфоткать “Москвич” еще на черных (!) номерах. То есть машина катает на них минимум 39 лет – в 1981-м были выданые последние номера этого стандарта.
Наконец, заводоуправление “Мостовдрева”. Предприятие не слишком известно частному потребителю, хотя является одним из ключевых в отрасли. Производит по большей части шпон и во многом на экспорт. Основа экономики района.
Город маленький, поэтому мне осталось только показать тот самый пешеходный мост через Неман длиной 193 метра. Он перекинут с правого на левый берег и ведет в лесопарковую зону, где любят отдыхать местные жители. Мост, к слову, на мой вкус, ничего особенного 🙂