Город здоровых сердец и невероятных перепадов высот. Райончик Мозыря на окраине ландшафтного заказника «Овраги»

Город здоровых сердец и невероятных перепадов высот. Райончик Мозыря на окраине ландшафтного заказника «Овраги»
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Мозырь в моей внутренней классификации белорусский городов достаточно большой, чтобы посвятить ему несколько записей в блоге. Я запланировал поездку в Мозырь на осень 2020-го, но в своей прошлой вылазке по югу Гомельской области выбрал его для базирования и ночевок. Тут все просто: чем больше город, тем лучше можно найти условия для постоя. Тем не менее пара часов для короткий забег по близлежащим окрестностям нашлась, поэтому перед продолжением маршрута я соорудил любопытную заметку о том, выглядит нагорный район Мозыря и сколько нужно сил, чтобы забираться на него по крутым лестницам и тропинкам.

Я ночевал в отеле «Гостевой дом», это как раз наиболее рельефная часть Мозыря неподалеку от административного центра. Здесь, недалеко от правого берега Припяти, миллионы лет назад сформировались многочисленные складки местности в результате ползанья ледника. Местность официально называется заказником «Мозырские овраги». Абсолютные высоты в заказнике не слишком большие, пик лежит всего на 220 метрах, однако крутость оврагов в городе исключительна для Беларуси. Смотрится Мозырь совсем не по-белорусски.

Мой отель (кстати, абсолютно норм):

Отель стоит на улице Калинина, которая суть дно оврага. Застроена преимущественно одноэтажными частными домиками. Склоны в основном оставлены свободными — видимо, не слишком устойчивы. Не скалы же, песок.

А вот разместить наверху многоэтажный район оказалось под силу местным архитекторам. Вершины оврага хватило, чтобы выстроить широкую Интернациональную улицу. Наверх ведут многочисленные самодельные дорожки, лестницы и вот этот переулок:

Основной поток автомобилей и автобусов поднимается по крутой кривой улице ближе к реке, петляющей по склону холма почти как серпантин. Я же решил идти пешком, чтобы в полной мере насладиться открывающимися видами:

Останавливаться и наслаждаться приходилось в том числе вынужденно, так как я ни разу не мозырянин, а пульс за 150 не самое приятное ощущение в теле.

Кстати, переулок открыт и для машин, но только вверх. Это односторонняя улица, разумно закрытая для потока вниз. В гололед, думаю, пользоваться ей вообще не стоит.

Хорошо видно, что овраги не имеют никакого скального основания. Песок, песок, песок:

Parking with a view:

Верхушка обрыва густо поросла кустарником, но ради отчета публикую слайд: я поднялся и не умер!

В конце переулка наверху стоит многоэтажный дом:

Само собой, я тут же разработал план по проникновению внутрь, увидев, что подъездные окна выходят на обрыв.

С девятого этажа отлично видно, что район стоит на окраине овражистого рельефа. Вон за той высоткой ландшафт «успокаивается» и становится самым обыкновенным белорусским ландшафтом:

Улица Калинина, с которой я и поднимался:

Гостиница, в которой ночевал:

Теперь по главной улице района — Интернациональной. Я уже писал, что она фактически серпантином поднимается вверх, обеспечиваемая приемлемые углы наклона для тяжелого общественного и грузового транспорта. Спуск Интернациональной вниз:

Улица Интернациональная в перспективе:

Окружающая застройка:

Отдельные дома приведены в порядок, другие стоят без благоустройства, есть старенькие хрущи и новые панельки. В общем, район — сборная солянка.

Ну а спуститься обратно на дно я решил другим путем, найдя на карте обозначенную лестницу во дворе вот этого дома:

Детсад:

Последний слой усадеб перед обрывом:

И упражнения в гигантском слаломе без подготовки, в легкой обуви и молитвой на устах!

Вот и снова дно:

Интересно, что вот эти овраги лишили Мозыря полноценного железнодорожного сообщения. Железка переходит Припять в районе города, но делает огромный крюк по его окраине, поэтому ее использование пассажирам не слишком удобно. Еще в XIX веке обсуждалось строительство тоннеля, прошивающего овраги насквозь, но победила над здравым смыслом экономия.

К счастью, автомобильному транспорту не так критичны углы, так что центральный мост выводит трассу с левого берега Припяти сразу в центр. Об этом всем я уже расскажу осенью, а пока — на Калинковичи.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎