Практически любой выезд из Минска, особенно из наиболее популярных — в сторону Гомеля и Могилева, Слуцка, Бреста, Гродно и Вильнюса — место не для слабонервных, тем более в час пик. Остановки давно не справляются с нагрузкой, однако непохоже, что это волнует власти или Госавтоинспекцию. За полчаса дежурства экипаж ГАИ выписал бы пачку штрафов на любом таком выезде, но толку? Спроектированы остановки без учета потребностей реальных пассажиропотоков и одномоментной парковки нескольких транспортных средств. Ситуация усугубляется легковушками, поджидающими пассажиров на «аварийке», нелегальными маршрутками и несанкционированной торговлей всяким барахлом. Вечером в пятницу начинается сущий ад, ведь из города уезжают на побывку домой тысячи и тысячи людей.
Конечно, факторов, из-за которых сложилась подобная ситуация, несколько. Основной — наличие конечной станции метро или крупного узла пересадки с наземного общественного транспорта. Например, на выезде в сторону Гомеля/Могилева и Гродно/Вильнюса это станции второй линии подземки. Плюс к тому, сами направления являются популярными: многие жители Марьиной Горки, Осиповичей, Руденска, Воложина и окрестных населенных пунктов работают в Минске.
Однако кроме этих вполне естественных факторов есть и вполне себе рукотворные.
Вот как в Каменной Горке. После открытия станции метро, у выхода из нее в сторону выезда из города сделана остановка пригородных автобусов. Автобусов здесь останавливается очень много, вон смотрите, как густо исписана табличка с их расписанием:
Разумеется, «официальные» пригородные автобусы привлекли «неофициальных»: легальные и не очень маршрутки, работающие не столько по расписанию, сколько по наполнению салона. Итог: у входа в метро всегда пасется несколько микроавтобусов, фильтрующих пассажиров.
Кроме того, с выездов забирают людей служебные автобусы, попутки, развозящие земляков, которым по пути, а также городской общественный транспорт. Например, в Каменной Горке на остановке в сторону Гродно останавливаются автобусы, уезжающие потом не только за город, но и в сам микрорайон.
н
Наконец, фактор последний, но немаловажный: отсутствие правильно спроектированной площадки для развоза всей этой прорвы людей. Фактически и площадки никакой нет: есть просто обозначенный как остановка участок улицы. Все.
Что ж в итоге?
На фотографиях вечер вторника, не пятницы, примерно 18 часов.
Все газоны, которые кому-то пришло в голову запроектировать на пути из выхода метро к остановке, вытоптаны под ноль. Чистая грязь, ни одной травинки.
Легковушки ожидают пассажиров на территории остановки, откровенно паркуясь на ломаной желтой линии.
Одновременное прибытие пригородного в Дегтяревку и городского вглубль КамГорки:
Полна коробочка!
Еще больше легковушек выстроилось на остановке плюс подлетел микроавтобус без опозновательных знаков, начавший разгрузку пассажиров:
Еще один пригород. В час пик они идут каждые несколько минут и стоят довольно долго, потому что многих пассажиров нужно обилетить силами водителя. Кондукторов в пригороде давно уже нет:
Чей-то служебный двухэтажный автобус подъезжает к остановке…
И начинает выгрузку людей со второго ряда, потому что из-за пригородного, обилечивающего пассажиров, не может припарковаться плотнее:
Или вот ситуация: сзади выруливает двухэтажный служебный автобус, пытаясь объехать торчащего маршрутчика на деревню Тесновая, а также бус непонятного назначения:
Критикуешь — предлагай. Даже без реконструкции самой остановки можно резко снизить пассажиропоток, разнеся пригород и городской транспорт на разные точки. Так как пригородные автобусы отстаиваются на ДС «Запад-3», их остановку перед выездом из города можно сделать также у станции «Каменная Горка», но до перекрестка с Лобанка / Притыцкого.
А после, конечно, следует заняться самой остановкой, равно как аналогичными «хабами» на других выездах из города.
То, что происходит там сейчас, вообще не дело.