Сами нарвались: почему белорусских маршрутчиков будут принуждать к добру

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Сегодня тот день, когда междугородние маршрутчики в Беларуси разделены на две группы. Первая может продолжать работу как и прежде, собирая своих пассажиров через квазидиспетчерские и мобильные приложения при условии, что их рейсы носят нерегулярный характер (как правило, на направлениях с малым пассажиропотоком). Второй власти объявили новые правила: заключение договоров с автовокзалами и областными операторами, а в перспективе и тендеры за право обслуживать маршруты. Конечно, маршрутчики из второй группы попытались инициировать пиар-кампанию против нововведений, но это как раз тот случай, когда они сами нарвались. Вот почему.

Я уже несколько раз поднимал тему междугородних маршрутчиков, вытеснивших со многих рейсов государственные автопарки. Людям маршрутки нравятся за возможность садиться на них в удобном месте города, за скорость, разумные цены и частоту рейсов.

При этом важно понимать, что более жесткое регулирование группы маршрутчиков, фактически осуществлявших регулярную работу под видом нерегулярной, не отменяет всех тех плюсов, которыми они обладают. Перевод их на вокзалы не отменяет возможность покупать билеты через водителя или интернет, не отменяет остановки для подбора пассажиров по пути следования в городе, не отключает вай-фай в салонах и никак не сказывается на частоте рейсов. Что будет с ценой вопрос пока открытый, так как кроме маршрутчиков никто не знает условий заключения договоров с вокзалами.

Зачем же регулятору нужно было зачинать бучу в стане мелких частных перевозчиков?

Во-первых, есть закон, о котором почему-то все забыли. Если ты осуществляешь регулярные перевозки, то нужно следовать определенным правилам. По таким правилам работают, например, микроавтобусы на внутригородских линиях.

Во-вторых, — хотя об этом не говорят в открытую — принуждение к заключению договоров поможет хоть как-то вынимать прибыль из маршрутчиков, которой они должны делиться через систему налогообложения. Любой пассажир вам скажет, что оплата за поездку в «нерегулярщиках» всегда происходит по окончанию поездки и без выдачи чека, если иное не истребовано пассажиром. О чем это говорит? Конечно же, о деньгах мимо кассы. До кучи — о проблемах со страховыми случаями (нет билета на проезд — есть возможность уйти от компенсации в случае ДТП).

В-третьих, государство в какой-то мере ответственно за то, что происходит на дорогах страны, а значит должно обеспечивать безопасность перевозок: скоростной режим, состояние водителя и транспортного средства, режим труда и отдыха. Регулярные перевозки невозможны без логирования рейса по нескольким параметрам. Нерегулярные под видом регулярных — возможны (и этим перевозчики пользуются вовсю).

В-четвертых, абсолютно нормально и правильно отправлять в рейс машины с мест для этого предназначенных, — с вокзалов. Дичь с поездками «от магазина», «от остановки на улице Бассейной», «от третьего столба за вторым поворотом» должна быть прекращена хотя бы из соображений следования интересам всех горожан, а не только пассажиров. Скопление маршруток в местах для этого не предназначенных создает массу неудобств для самых разных людей. Не буду на этом подробнее останавливаться, можете прочесть этот пост.

Безусловно, я помню, что живу в Беларуси, где о бизнесменах думают в последнюю очередь, и я разделяю некоторые их опасения, особенно в части безальтернативного обслуживания на государственных вокзалах. Не ясно, как будут проводиться тендеры на маршруты и сколько плата за перрон добавит в конечную цену для пассажира. Но, положа руку на сердце, маршрутчики сами виноваты в том, что их теперь будут нагибать. Увы.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!