Зачем белорусское государство занимается тем, что оно не умеет?

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Однажды нелегкая занесла меня на круглый стол, посвященный въездному туризму. Я вроде уже вспоминал его в одном из постов, но так как дело было давно, то не грех вспомнить еще раз, тем более повод совсем другой. Значит, что было на той дискуссии: начальники разных ведомств и структур рассуждали, как так вышло, что в Беларусь особо не стремятся туристы. И помимо прочего директор отелей «Виктория», присутствовавший на встрече, рассказал о низкой загруженности сети и общем падении цен на гостиничные услуги. Ну, год был кризисный, нелегко было всем, однако именно тогда, на той встрече, этот директор поселил во мне до сих пор не нашедший ответа вопрос: собственно, а зачем государству вообще заниматься отелями? И сервисными услугами как таковыми? Это не переработка нефти — сверхприбылей нет, а геморроя — по шею. М?

У старого офиса «Онлайнера» на Обойной долгое время работал продуктовый магазин — портал в прошлое. Такой классический-классический продмаг со скучающими продавщицами, глазурованной плиткой на стенах и скудным ассортиментом залежалого товара. Даже 10 лет назад этот магазин казался чем-то абсолютно неуместным для центра Минска, и он закономерно закрылся, уступив сначала Burger Bar, а затем Royal Kebab / Черпак.

Прикол в том, что магазин принадлежал ОАО «ГУМ» и до сих пор крупнейший универмаг страны владеет небольшой сетью продмагов в Минске, работающих под брендом «Щедрый». Они сконцентрированы в районе Долгиновского тракта, Каховской и Орловской улиц, бульвара Шевченко.

«Щедрый» — типичный магазин «у дома», где есть минимум товаров первой необходимости. С одним отличием: цены в «Щедром» по некоторым позициям заметно выше, чем у других сетей. Разницу легко отследить по некоторым товарам-маркерам, тем, для которых производитель или импортер добивается некой «рекомендованной цены».

Увы, но «Щедрый» не может в рекомендованные цены, потому что для их поддержания надо уметь эффективно работать.

Насколько эффективно все открытое акционерное общество «ГУМ»? Есть данные за 2016-й год: чистая прибыль составила около 27 тысяч рублей, то есть менее 14 тысяч долларов на более чем тысячу акционеров. В год акционирования ценные бумаги были распределены между нынешними и бывшими сотрудниками универмага (сейчас помимо них держателями акций являются 4 неназванных юрлиц), но в том же 2016-м они не принесли никаких дивидендов. Акционерное общество решило не делиться и без того мизерной прибылью. Откуда уж тут рекомендованные цены, если головной магазин, расположенный в самом проходном месте города, имеющий отличную узнаваемость, не может генерировать достаточную прибыль?

Соответственно, возникает вопрос: а зачем государство оставляет контроль над этим ОАО и тысячами других компаний, нацеленных на извлечение прибыли из сферы торговли и услуг? Очевидно же, что это не влияет на республиканский и местные бюджеты, не приносит никакого профита, но при этом отрасли эти из числа наиболее капризных, требующих не государственного, а именно частного подхода.

Без сомнения, какие-то сервисы должны оставаться за государством, так как они имеют социальную нагрузку и, как правило, дотируются. Ну, библиотеки или автобусы в деревнях, что угодно.

Но гостиницы, магазины, санатории, кинотеатры, аквапарки, аэропорты, туристические компании — они все могли бы работать эффективнее, будь в руках частных управляющих.

Хорошо, что-то осталось в наследство от СССР, золотой запас родины. Тяжмаш, легпром, да даже ГУМ. Допустим, у него нет покупателя, готового сохранить этот доисторический магазин в той концепции, которой придерживается нынешний владелец — государство.

Но новое строить зачем? Для чего государство искало деньги на тот же аквапарк? Строило гостиницы «Виктория», где с нагрузкой проблемы?

Я реально не понимаю, в чем прикол. Объясните.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎