«На горизонте – белое. Снега и Негорелое» — это Владимир Маяковский, вдохновленный своим трипом по Западной Европе и возвращавшийся поездом в Москву, в стихотворении «Они и мы». О неприметной ныне станции на линии Минск — Барановичи вообще написано немало, потому что на протяжении 18 лет она волей судьбы стала главными железнодорожными воротами в Советский Союз. Ее устройство, а также устройство соседней станции Столбцы до сих пор хранят следы организации государственной границы — обе они островного типа, довольно редкого для Беларуси. Полно и исторических фотографий, надо смотреть!
После подписания Рижского мирного договора поляки относительно быстро провели процесс перешивки советской железнодорожной колеи 1524 миллиметров на стандартную европейскую 1435. Разница в девять сантиметров, о которой даже есть скабрезный анекдот времен Александра II, была заложена специально с военными целями. И сейчас, и тогда железная дорога является наиболее эффективным инструментом в деле переброски военной техники и личного состава и, если эта переброска невозможна чисто технически из-за разной колеи, то эффективность снижается до нуля при переходе границы.
В общем, граница СССР и Польши с 1921-го по 1939-й год, проходившая в районе современного остановочного пункта Мезиновка, предполагала также и границу железнодорожную, технологическую. Кстати, линия раздела двух государств в определенном смысле сохранилась до сих пор — теперь это административная граница Дзержинского и Столбцовского районов:
Движение пассажирских поездов было организовано по схеме пересадки на станциях Негорелое с белорусской стороны и Столбцы с польской. Каждый день из Европы приходил экспресс Париж — Негорелое, а из СССР составной №1 Владивосток / Манчьжурия — Столбцы. Кроме того, ежедневно добавлялся и экспресс №14 Москва — Столбцы.
В силу исторических причин сохранилось намного больше описаний того, как проход границы был организован при движении из Европы (эти воспоминания фиксировали в разное время Анна Ахматова, Максим Горький, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов и другие). В Столбцах пассажиры парижского экспресса проходили таможенные и пограничные процедуры силами соответствующих польских служб, вагоны покидали кондукторы.
Состав продвигался непосредственно к границе около станции Колосово (современного остановочного пункта Мезиновка не существовало). Тут была построена знаменитая арка с надписью «Привет трудящимся запада» (с обратной стороны надпись гласила «Коммунизм сметет все границы»), возле которой поезд делал еще одну остановку и осматривался пограничниками.
Кастомный вариант в связи с высоким визитом:
Обратка:
Поезд №14 на осмотре:
Еще одно движение поезда, еще одна остановка за аркой, еще один внешний осмотр — теперь уже советскими пограничниками. Затем проезд до Негорелого и оформление всех процедур в вокзале. Увы, этого вокзала сохранилась лишь одна фотка очень плохого качества, здание было уничтожено в 1941-м году и не восстановлено по оригинальному проекту.
В Негорелом действовал валютный магазин, гостиница сети «Интурист», имелся ресторан. Упоминание малюсенького белорусского местечка в пафосной рекламе наряду с Токио, Лондоном и Парижем:
Пассажиры переходили по островному вокзалу на противоположную сторону и садились в поезд до Москвы и далее. Другими словами, с одной стороны вокзала существовала европейская колея, с другой советская и, хотя теперь есть только советская, остров станции сохранился — эта ее особенность именно напоминание о границе. Точно так же в Столбцах, где на месте и оригинальное здание.
Негорелое росло, для его жителей была построена крупная каменная школа и электростанция. Работники проживали в одноэтажных деревянных бараках на несколько квартир каждый (стоят на месте).
После присоединения Западной Беларуси граница исчезла не сразу. Особый режим следования через Негорелое/Столбцы сохранялся, вероятно, вплоть до начала оккупации. После освобождения страны от нацистов к практике уже не возвращались.
Следы построек пограничных застав в районе платформы Мезиновка, фундамент арки и даже видимая контрольно-следовая полоса по-прежнему просматриваются при тщательном изучении окрестностей краеведами.