Что-то в последнее время неоднократно поднимается тема «спасения несетевых магазинов», причем даже на самом высоком уровне. Ответ внезапно взял на себя управляющий «Евроторга» Зубков, для колонки которого закупили места в топовых изданиях страны («Совбелка», «Комсомолка», БелТА). Закупили вот почему: в МАРТ сейчас активно обсуждают жесточайше ужесточить правила работы ритейлеров и, судя по всему, касаться эти ужесточения будут только «Евроопт» как крупнейшую сеть. Основной аргумент: несетевики и малые сети не имеют таких цен и условий поставок от производителей, как имеет «Евроопт». Я, в общем, далек от идеализации этой сети и прекрасно понимаю, что у них куча рычагов давления на поставщиков, но как потребитель не могу не отметить космическую разницу между сетевыми магазинами в принципе и одиночками, каким-то чудом остающимися на плаву. Зачем они вообще нужны?
Для меня абсолютно не имеет значения, в магазине какой принадлежности покупать продукты питания. Точнее, практика показывает, что большинство сетевых просто на порядок лучше одиночек. Есть и плохие сети, и я в них тоже не хожу и это, к слову, убедительно доказывает наличие конкуренции не только по вертикали, но и горизонтали.
Когда-то давно, и я еще помню эти времена, в Минске не было сетей. Вернее, они были сформированы на уровне райпищеторгов: остатки их функционируют до сих пор. В этой куче магазинов попадались действительно стоящие: в нашей семье было принято ездить за продуктами в «Заславль» или «Юбилейный» (ныне оба в сети «Соседи»), возле дома расцвел прекрасный «Заводской» (ныне очень печальный «Рублевский»). Однако со временем абсолютно закономерно одиночки стали проигрывать набирающим силу сетевикам. Причины этого очевидны, они одинаковы для всего мира.
В итоге бывшие «райпищеторги» и одиночки в лучшем случае застыли в своих 90-х, а в худшем деградировали и продолжили влачить жалкое существование просто по стечению обстоятельств. Лично для меня последним приличным несетевым магазином был «Радзивилловский» в Веснянке, но и он в конце концов сдулся, а после передачи в коммунальную собственность и создания одноименной сети и вовсе.
Особенно разительна пропасть между сетевиками и одиночками в провинции. Реально, за счастье наткнуться на «Евроопт» или «Корону» в глухом райцентре — это 100% гарантия доступа к приличным продуктам и тому ассортименту, к которому привык в Минске. Одиночка без каких-либо исключений трэш. В редчайших случаях нормальным может оказаться «белкоопсоюзовский» «Родны Кут». Все.
Граждане в комментариях пишут, мол, сетевики захватят всю страну и тогда резко взвинтят цены. Кек, странное измышление. На данный момент очевидно, что если кто и держит цены высокими, то это одиночки — не от жадности, а исключительно из-за несовершенных бизнес-процессов. А как раз сети бьются за каждую копейку, потому что буквально каждая копейка перетягивает покупателей. Я хорошо знаю это по своей родной «Ангарской», где бесконечно бодаются «Евроопт» и «Рублевский».
Нет, я не исключаю, что, захвати тот же «Евроопт» вообще всю торговлю в стране, то он мог бы себе позволить более расслабленно относиться к ценообразованию. Но тут даже без МАРТ с его ограничением доли рынка в 20% хватает сдержек. Очевидно, ни один бизнес не может сбрасывать со счетов покупательскую способность населения. Нельзя просто взять и забрать деньги у человека, если их нет — волшебства не бывает.
Собственно, лично у меня главный вопрос, зачем одиночки пытаются выживать в высококонкурентной среде. У меня нет вопросов к торговому noname-павильону с мороженым и пивом на станции «Колосово», но зачем «Прадвесне» на Чкалова так долго оттягивало неизбежное, загнивая десятилетиями? Ныне это вполне ожидаемый «Виталюр», к слову, отличный магазин.
Судьба одиночек — глубокая специализация. Булочная, мясная или рыбная лавка, алкогольный бутик — вот что. Возле дома в «Арена-Сити» таких работает сразу несколько штук. Например, павильон с орехами и сухофруктами чувствует себя прекрасно несмотря на наличие соответствующего отдела в гипермаркете. Все дело в разнице ассортимента: лавка даст больше и лучше, но дороже, а магазин меньше и хуже, но дешевле. Они хоть и конкурируют друг с другом, но пересекаются не по всем точкам. Каждому свое, каждому своя аудитория.
А вот аудитории у трэш-магазов в городах все меньше. Дай людям выбор — и ее не останется вообще.