В белорусской реальности обычные несетевые продмаги не нужны. Ради чего их спасать — ради высоких цен и плохого ассортимента?

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Что-то в последнее время неоднократно поднимается тема «спасения несетевых магазинов», причем даже на самом высоком уровне. Ответ внезапно взял на себя управляющий «Евроторга» Зубков, для колонки которого закупили места в топовых изданиях страны («Совбелка», «Комсомолка», БелТА, Tut.by). Закупили вот почему: в МАРТ сейчас активно обсуждают жесточайше ужесточить правила работы ритейлеров и, судя по всему, касаться эти ужесточения будут только «Евроопт» как крупнейшую сеть. Основной аргумент: несетевики и малые сети не имеют таких цен и условий поставок от производителей, как имеет «Евроопт». Я, в общем, далек от идеализации этой сети и прекрасно понимаю, что у них куча рычагов давления на поставщиков, но как потребитель не могу не отметить космическую разницу между сетевыми магазинами в принципе и одиночками, каким-то чудом остающимися на плаву. Зачем они вообще нужны?

Для меня абсолютно не имеет значения, в магазине какой принадлежности покупать продукты питания. Точнее, практика показывает, что большинство сетевых просто на порядок лучше одиночек. Есть и плохие сети, и я в них тоже не хожу и это, к слову, убедительно доказывает наличие конкуренции не только по вертикали, но и горизонтали.

Когда-то давно, и я еще помню эти времена, в Минске не было сетей. Вернее, они были сформированы на уровне райпищеторгов: остатки их функционируют до сих пор. В этой куче магазинов попадались действительно стоящие: в нашей семье было принято ездить за продуктами в «Заславль» или «Юбилейный» (ныне оба в сети «Соседи»), возле дома расцвел прекрасный «Заводской» (ныне очень печальный «Рублевский»). Однако со временем абсолютно закономерно одиночки стали проигрывать набирающим силу сетевикам. Причины этого очевидны, они одинаковы для всего мира.

В итоге бывшие «райпищеторги» и одиночки в лучшем случае застыли в своих 90-х, а в худшем деградировали и продолжили влачить жалкое существование просто по стечению обстоятельств. Лично для меня последним приличным несетевым магазином был «Радзивилловский» в Веснянке, но и он в конце концов сдулся, а после передачи в коммунальную собственность и создания одноименной сети и вовсе.

Особенно разительна пропасть между сетевиками и одиночками в провинции. Реально, за счастье наткнуться на «Евроопт» или «Корону» в глухом райцентре — это 100% гарантия доступа к приличным продуктам и тому ассортименту, к которому привык в Минске. Одиночка без каких-либо исключений трэш. В редчайших случаях нормальным может оказаться «белкоопсоюзовский» «Родны Кут». Все.

Граждане в комментариях пишут, мол, сетевики захватят всю страну и тогда резко взвинтят цены. Кек, странное измышление. На данный момент очевидно, что если кто и держит цены высокими, то это одиночки — не от жадности, а исключительно из-за несовершенных бизнес-процессов. А как раз сети бьются за каждую копейку, потому что буквально каждая копейка перетягивает покупателей. Я хорошо знаю это по своей родной «Ангарской», где бесконечно бодаются «Евроопт» и «Рублевский».

Нет, я не исключаю, что, захвати тот же «Евроопт» вообще всю торговлю в стране, то он мог бы себе позволить более расслабленно относиться к ценообразованию. Но тут даже без МАРТ с его ограничением доли рынка в 20% хватает сдержек. Очевидно, ни один бизнес не может сбрасывать со счетов покупательскую способность населения. Нельзя просто взять и забрать деньги у человека, если их нет — волшебства не бывает.

Собственно, лично у меня главный вопрос, зачем одиночки пытаются выживать в высококонкурентной среде. У меня нет вопросов к торговому noname-павильону с мороженым и пивом на станции «Колосово», но зачем «Прадвесне» на Чкалова так долго оттягивало неизбежное, загнивая десятилетиями? Ныне это вполне ожидаемый «Виталюр», к слову, отличный магазин.

Судьба одиночек — глубокая специализация. Булочная, мясная или рыбная лавка, алкогольный бутик — вот что. Возле дома в «Арена-Сити» таких работает сразу несколько штук. Например, павильон с орехами и сухофруктами чувствует себя прекрасно несмотря на наличие соответствующего отдела в гипермаркете. Все дело в разнице ассортимента: лавка даст больше и лучше, но дороже, а магазин меньше и хуже, но дешевле. Они хоть и конкурируют друг с другом, но пересекаются не по всем точкам. Каждому свое, каждому своя аудитория.

А вот аудитории у трэш-магазов в городах все меньше. Дай людям выбор — и ее не останется вообще.

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

8
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Маргарита Львовна
Участник
Маргарита Львовна

Хорошие мысли. Правильные. Но так как семье обидно, то будет так, как будет…. Эээххх, а так мечтается услышать однажды в трубке голос Дмитрия

Victor Sheryshev
Участник
Victor Sheryshev

У меня в шаговой доступности 4 несетевых магазина и они не сказал бы, что скудны по ассортименту и там дорого. Скорее везде всё одинаково сейчас, включая цены. Поставщики всё равно одни и теже.

Nikolay Fomin
Участник
Nikolay Fomin

В качестве исключения могу сказать, что «Златогорский» за бульваром Мулявина — очень ок магазин, в частности у них неплохая кухня своя. А еще на удивление разнообразное зарубежное пиво возят, в частности Leffe два года назад встречал только там, пять разных сортов Wychwood тоже было, в последнее время правда больше литовско-латвийский импорт.

Анна Романова
Участник
Анна Романова

Денис, в контексте данного поста меня не перестаёт беспокоить вопрос орфографии. У Вас слово «рИтейлер» написано через «и», а на gramota.ru — «рЕтейлер» — через «Е». Уже довольно давно встречаю оба варианта написания. Так каким образом наиболее корректно?

Карнацевич Роман
Участник
Карнацевич Роман

В качестве примера классного несетевика могу предоставить родной боровлянский «Явар»

Mikita Lauretski
Участник
Mikita Lauretski

Не соглашусь: например магазин «Чкаловский», который находился не на Чкалова, а на Воронянского, был весьма хорош до позапрошлого года, пока не стал «Рублевским» — и отдел кулинарии был на высоте, и ассортимент для не-гипермаркета был внушающим. А став «Рублем» он ожидаемо просел по всему ассортименту от крафтового пива до банальных овощей, не говоря уже о качестве обслуживания. Единственное что осталось от «былого величия» — кулинария.
Потому что пока он был чей-то магазин — был резон собственнику и всякие специфические продукты закупать, и другие завлекалки придумывать — вот в него весь район и ходил. Сетевику же (особенно «Рублевскому») абсолютно незачем что-то придумывать для обычного магазина микрорайонного значения.

Ihar Laurusik
Участник
Ihar Laurusik

Был бы ваш Чкаловский прибыльным — никакой бы Рублёвский на его место не пришел.

Alex H
Участник
Alex H

Всё слишком упрощено. В сельской местности любой сетевой магазин вместо сельпо — благо. В Минске так не всегда. Да, большинство несетевых магазинов убоги, но есть и приличные. Самое главное достоинство таких точек — возможность приобрести товары, которые не представлены в сетевой рознице. Товары не попадают к сетевикам по разным причинам – кого-то не устраивает выкручивание рук по условиям гипермаркетами, кто-то недостаточно крупный для больших сетей, кого-то не пускают, избегая конкуренции. Такие производители есть по многим группам товаров. Для примера – выпечка. Я не покупаю собственную выпечку крупных сетей. Она меня не устраиваем по вкусу и составу. Для примера на Юго-Западе когда-то был Стольный, там всегда была выпечка от нескольких поставщиков типа хлебозаводов и кулинарий. Дешево, натурально, вкусно. Сейчас там Брусничка без выпечки и рядом Гиппо, где лишь изредка бывают торты хлебозаводов (видимо, заставляют продавать власти). Приходится ездить в центр города в специализированные магазины. Аналогично по всему ассортименту. Сетевики убивают местный малый бизнес и ухудшают ассортимент, по крайней мере в Минске дело обстоит так.