Несколько наблюдений о бизнесе по-белорусски

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Меня можно назвать в какой-то мере патриотом, потому что ругать белорусское я не люблю и стараюсь избегать тонкого льда. И не люблю обобщать: если что-то белорусское сделано плохо, то это не значит, что вообще все в стране хреново (хотя страна у нас еще та). В общем, не надо делать обобщений и из этого поста, просто как-то само собой собралась пара наблюдений о белорусском бизнесе.

Возле дома открыли модную парикхмахерскую Undercut, позиционирующую себя как семейную — и для мужиков, и для дам, и детская комната есть. Чтоб вы понимали, микрорайон у меня маленький, всего несколько домов. Конечно же, жителей окрестностей было бы разумно рассматривать в качестве потенциальных клиентов, тем более, что жители в районе при деньгах.

Об открытии парикмахерской я узнал спустя два месяца после начала ее работы. Ну, так вышло: мимо того дома, где она стартанула, почти не хожу, потому не видел и вывески. Возникает вопрос: как (КАК!) можно начинать работу, не оповестив район? Напечатать тысячу проспектов и раскидать их по почтовым ящикам стоит баксов 50 от силы, это заметно меньше, нежели генерировать клиентуру органически или вкладываться в масштабную кампанию. В конце концов, никто не отменяет PR-инструментов, работу с прессой — тоже не бог весть какие инвестиции.

Когда я увидел вывеску, то первым делом взгуглил парикмахерскую и ожидаемо не нашел о ней никаких упоминаний, потому что более чем внимательно слежу за всем происходящим с минской инфраструктурой. Пришлось просить ребят из Relax.by сделать новость о заведении.

Может я чего-то не понимаю? Кто-нибудь имеет идеи, почему люди сознательно не рассказывают о своих услугах? Правда, будет стыдно, если я таковой рекламный проспект просто пропустил, но в любом случае в прессе был молчок…

Другая история. Еще в конце осени на 42-м километре МКАД в здании, ранее принадлежавшем ресторану «Сказка», заработал ресторан «Польский». О его существовании я узнал, проезжая мимо на машине: владелец повесил вывеску сильно заранее открытия. Однако заезд к нему расположен не слишком удобно — нужно ехать по внешнему кольцу от Долгиновского до Победителей и потому было решено открытие гуглить, чтобы лишний раз не давать крюк к заведению.

Как уже можно понять, ничего не гуглилось. Ресторан продолжал выглядеть безжизненно и не менее трех (!) месяцев я ездил мимо него. Наконец, так припекло от отсутствия хорошего журека в этой стране, что однажды заехали разыскать сторожа и выпытать, когда уже откроется «Польский».

К тому времени он работал уже 2 месяца. Два месяца работы без возможности найти хоть какое-то упоминание о точке в интернете. Повезло, в зале оказался владелец, он и рассказал, что «известность ему не нужна», но тут же горячо согласился на небольшой репортаж для relax.by. В понедельник о нем выйдет отчет и в моем блоге, там неплохо кормят.

Где логика? Покупка этого здания и запуск обновленного заведения могли стоить не одну сотню тысяч долларов, а по итогу — пустой зал.

Наконец, еще одна проблема белорусского бизнеса, ориентированного на услуги B2C заключается в полном игнорировании возможностей PR после первого всплеска интереса. Допустим, кто-то запускается и догадывается поработать с прессой, организовывает презентацию, рассказывает о планах, захватывает какую-то аудиторию, которая приходит и пробует, составляет свое мнение и — дай бог — остается в качестве постоянных клиентов.

А если не остается? Где взять свежую кровь? Конечно же, генерировать информационные поводы. Нельзя продолжать работать, чтобы о тебе никто не слышал: о твоих невероятных услугах все должны знать, обсуждать и пробовать, пробовать, пробовать, а иначе забвение и смерть.

В наше кризисное время PR является самым дешевым способом продвижения бизнеса. Еще — нативная реклама, работа с социальными сетями, прессой. Но уж точно хуже всего молчать, как будто клиент придет сам. Не придет. Вот и все.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!