Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств
Можно сколь угодно подметать город и красить фасады в нежный персик, но мозг не обманешь. Когда гуляешь по Минску, даже по центральным его улицам, постоянно не покидает ощущение, что что-то не так. Вроде бы в целом чысценька и парадачак, но как-то не так, как должно быть. А как должно? Недавно власти озаботились вопросом единого дизайн-кода на главных проспектах: спустя четверть века вдруг ударили по глазам кричащие рекламные вывески и их спешно стали приводить в порядок. Пока, правда, получается не ахти, но начало положено. Что еще? На общее впечатление накладывают отпечаток множество деталей, связанных с тем, как выглядят здания, тротуары, малые архитектурные формы. Сейчас я вам открою глаза на одну из главнейших проблем нашего Минска. После этого поста вы не сможете ее не замечать, хотя сейчас вовсе не думаете о ней ;)
Не только Минск, но и вся страна у нас — страна плохих дверей. Вот прямо не просто плохих, а принципиально влияющих на впечатление от городов.
Дверь — важнейший атрибут здания и того помещения, в которое она ведет. Дверь еще до вступления внутрь формирует определенные ожидания у посетителя, поэтому умные хозяева заботятся о внешнем виде своих дверей. У нас же, наоборот, им не придается особого значения. В общественную уборную и, например, аптеку могут вести абсолютно одинаковые двери — это никого не смущает.
Да что аптеку. Даже в ювелирный магазин или ресторан на центральном проспекте зачастую ставят позорные двери из каталога ипешника на Ждановичах.
Я не выискивал никаких особенных примеров, это и не нужно. Просто прошел от вокзала по Кирова на проспект Независимости и далее с несколькими сменами сторон до филармонии, попутно фотографируя почти все двери, которые попадались мне на пути. Их получилось без одной штуки полсотни — вполне репрезентативно, учитывая тот факт, что сняты они на главной улице страны.
Кроме того, двери оказалось легко классифицировать: получились категории трэш, терпимо, хорошо и отлично; кроме того, в отдельную выделились «особенные двери» — не каталожные, а сделанные под заказ, в том числе оставшиеся от прошлой политико-экономической эпохи.
Трэш
В основном в этой категории типовые пластиковые и металлические двери, застрявшие в 90-х и начале двухтысячных. Их с одинаковой вероятностью можно встретить в любом городе страны, а не только на центральных улицах Минска. Часто при помощи темно-коричневого окраса их маскируют под что-то поприличнее, но фактура, дизайн, а также устойчивость к загрязнениям и повреждениям выдают их реальное происхождение.
Ресторан «Восточный экспресс». Что можно ожидать от такого ресторана? Прожженные окурками скатерти и орущий телевизор под потолком?
Буквально за углом дверь такого же дизайна и качества висит на магазине товаров одной цены. Еще одно подтверждение того, что «ресторан» «Восточный экспресс», скорее всего, обычная заштатная рыгаловка.
Корпус БГЭУ. Какие традиции чтут в университете за пластиковыми дверьми?
Главпочтамт, центральное отделение важнейшей инфраструктурообразующей службы страны. Двери со стройрынка «Уручье» — могли бы висеть на заправочной станции или автовокзале в Довске:
Получше исполнение, но устаревший дизайн, пора менять. Двери магазина помадок и пудр:
Убогие двери на ювелирном (!) магазине. Как можно продавать бриллианты на центральном проспекте за такими дверьми? У шаурмячных двери часто лучше.
Аптека:
Перекошенные двери бывшего магазина «Кадр»:
Еще один ресторан. На этот раз вообще поразительный — вложивший кучу денег в бренд и убранство, но забывший, что внутрь к ним попадают через двери а-ля туалет на станции метро «Пролетарская»:
Центральный книжный магазин:
Магазин сувениров:
«Центральный» универсам выбрал вариант с почти глухим профилем — это плохо (а вот у аптеки разве что цвет неудачный и ручка, а так — нормально):
Подъезд жилого дома, это лицевой фасад:
Еще аптека, дверь «под дерево»:
Кто разрешал ставить эти белоснежные двери в сталинки на главном проспекте страны?
Думаю, если бы такое исполнение своего замысла увидел архитектор этого прекрасного дома в районе площади Якуба Коласа, он бы умер дважды — от стыда и разрыва сердца:
Удивительно, но даже у хипсторской кофейни «Зерно» двери как в киоск по продаже билетов на электрички:
Прокуратура Советского района:
Кафе Olivo:
Еще один привет из 90-х:
Аптека, магазин косметики, «Евроопт»:
Что объединяет большинство этих дверей? Морально устаревший дизайн, плохие материалы, зачастую следы износа — это самые дешевые двери, которые можно найти на рынке. При этом они стоят на центральном проспекте страны в помещениях красивейших зданий — нонсенс!
Терпимо
Следующая категория дверей нашего родного Минска не так сильно искажает восприятие улиц и зданий, потому что подобрана с некоторым пониманием влияния входной группы на общие ожидания от заведения, скрывающегося за ней.
«Макдак» на вокзале. Не хватило смелости сделать стекло во всю высоту двери и додавить архитектурный совет на нормальный окрас. Цвет двери — 100% требование каких-то профильных дядек в исполкоме:
Та же беда с вокзалом. Конечно, на центральном вокзале вообще не должно быть никакой такой китайщины, но раз уж здание само себе символ эпохи 90-х, то ладно. Все хорошо у этих дверей, кроме цвета. Свекольный? А ю сириус?
Магазин «Коммунарки», бывшая «Лакомка»:
Старенькие, но ничего такие двери у Дворца Республики:
Какая-то очередная брадобрейная:
Хорошо и отлично
Теперь давайте посмотрим на то, как должны выглядеть двери на проспекте вообще у всех.
Дешевый, но стильный вариант, максимум места для стекла, тонкая рамочка, однотонный глубокий цвет, никаких «под дерево» — «Мегатоп» на Кирова:
Лучшая дверь из найденных мной на проспекте в принципе. Идеально! Какой-то бутик с труднопроизносимым названием:
Просто и со вкусом, одностворчатый вариант. Шаурмячная и пироговая (если честно, удивительно, когда у шаурмячной двери лучше, чем у ресторана «Шикари», но как есть):
Суперские двери у центрального «Макдака»:
Хорошенькие. Банк и бар:
Нетиповые замечательный двери «Беларусбанка»:
Чувствуете разницу, друзья?
Специалитаты
Различные заказные двери либо оставшиеся в наследство от прежних владельцев. Относиться к ним можно по-разному, какие-то мне понравились, какие-то нет. Я недолюбливаю полностью стеклянные: они, конечно, добавляют «цену» к впечатлению от заведения, но кажутся мне очень хрупкими — подсознательно я их побаиваюсь:
Винтаж — «деревяшки» времен СССР. Некоторые еще ничего, но особой красоты на проспекте больше нет.
Наконец, подкатегория свежезаказанных специальных дверей. Например, ГУМ. Похоже, имитация под дерево — смущает окрас, а не лакировка, ну и бедность резьбы. На ощупь, честно говоря, я материал не разгадал:
Не разгадал я материал и у двери ресторана KFC. Модель типичная для сталинок эпохи середины прошлого века, но это явная имитация:
А вот у цирка точно металлический профиль. Увы:
Суд «ЕвразЭС» — богато и стильно как по мне:
Какой из всего этого вывод? Если вы не задумываетесь о том, какие двери видите перед собой, то ваш мозг без проблем подмечает нюансы и откладывает определенные впечатления. Продуманные конторы заморачиваются над деталями, в том числе дверьми, но многим пофиг. В то же время если пофиг конторам, то за порядком должны следить власти, в частности, не допускать китайщины в туристических (и не только) местах города.
И хотя дверьми все не исправишь, но они могли бы существенно исправить ситуацию. А уж после дверей надо браться и за остальное — за эту убогую бетонную плитку и розовые фасады.