«А-100» не слишком быстрый застройщик и развивает все свои проекты довольно медленно — даже «Зеленый Бор» в Лесном возводился не сразу, а частями, хотя сколько там того «Зеленого Бора». Это признак того, что девелопер не любит работать с кредитными деньгами, предпочитая по возможности инвестировать свои. Эта особенность «А-100» самым любопытным образом отразилась на их главном детище — «Новой Боровой». Район возводится уже несколько лет и дробится на кварталы, каждый из которых имеет и общие черты, и индивидуальные особенности. Главное: «А-100» старается отбросить неудачные элементы и подстраиваться под вкусы покупателей, эволюционирующие год от года. В общем, есть возможность побродить по району и увидеть, как и что менялось во времени. Не отказал себе в удовольствии запечатлеть детали.
Немногие знают, что «Новая Боровая» фактически была задумана еще в 80-х годах прошлого века — точнее, место, где сейчас строится комплекс, изначально отводилось под массовое жилье. На месте «Боровой» планировался микрорайон Восток-3:
И то, что «Боровая» пока еще не входит в состав Минска, а относится к деревне Копище, лишь некая политическая игра, связанная с особенностями учета инвестиций по отдельным административным районам страны. Короче, рано или поздно столица всосет район.
Я в упор не помнил, когда началась стройка, пришлось даже включать Google Earth и отматывать спутниковые снимки назад. Стройплощадка появляется между июлем и сентябрем 2014-го года. Конечно, только в части первого «Кедрового квартала», состоящего из 7 домов.
В квартале «А-100» внедрил несколько инновационных для Беларуси решений, сделавших его отличным от всего того, что строилось в городе. Абсолютное большинство решений касалось общественных пространств, в частности, прогрессивных детских площадок и зон отдыха, постройки велосипедных парковок и крытых парковок для мусорных баков.
В то же время архитектурная мысль и запрос клиентов еще не созрел до полного выдворения машин с внутренней территории и перекрытия периметра квартала. В «Кедровом» лишь несколько отдельных домов имеют собственные территории, но основная часть открыта как для пришлых людей, так и автомобилей. В общем, это уже не «совок», но еще и не та «Боровая», которая будет после:
Кроме того, модернизация существующих панельных серий, из которых и сложен «Кедровый квартал», несущественна. За исключением отдельных элементов, это более чем узнаваемые серии М464 и М111-90 от МАПИД и другие.
Окей, подъезд с роллетом для технического помещения и яркий салатовый сэндвич на подъезде, но подъезд родной многоступенчатый :)
Впрочем, уже тогда «Боровая» смотрелась верхом прогресса.
«Кедровый» еще не был закончен, когда началось строительство куда более крупного «Соснового» на 17 домов. Даже сейчас какие-то здания в нем кажутся незавершенными и незаселенными — столь мощных кварталов девелопер больше не делает.
«Сосновый» задал новые стандарты внутри «Боровой» по многим направлениям. Очевидно, существенно изменилась архитектура: поднабрав жирка «А-100» решился на индивидуальные проекты и монолитные каркасы вместо панелей. Не везде: часть домов это все-таки глубоко переосмысленные типовые решения белорусских домостроительных комбинатов.
По центральной оси квартала девелопер посадил четыре наиболее смелых с точки зрения внешнего вида домов. Мне очень нравятся!
Почти все дома получили собственные огороженные территории. Машины при этом вынесены либо вообще за периметр «Соснового», либо расставлены с внешних сторон зданий, либо упрятаны под землю.
Появились квартиры с террасами на первом этаже, другого качества воркаут-площадки и детские зоны. Все без исключения подъезды теперь с крыльцом не выше одной ступени:
Переработана пара башен высотных акцентов. Теперь это 25 этажей вместо 19 и каркасник с более свободной архитектурой.
Мне кажется «Сосновый» научил «А-100» тому, что организация пространства на 17 домов, — тот еще квест. Именно после «Соснового» девелопер начинает куда более мелко дробить кварталы, убивая таким образом двух зайцев. Во-первых, с дроблением есть возможности делать разного качества нишевые предложения по цене и формированию уникального торгового предложения. Во-вторых, появляется возможность замкнуть весь квартал в одно целое, сблизить его жителей до «клубного» состояния и повысить их привязанность к месту проживания (это хорошо сказывается на желании это место поддерживать и оберегать).
Так появились сначала Forrest и Квартал-парк.
«Форрест» — это всего пять домов, основное преимущество — исключение автомобилей из внутреннего двора на 100%. Там даже нет подъездных путей, все через внешние проходные подъезды.
Квартал «Квартал-парк» — это 7 зданий с общей территорией и исключением автомобилей внутри. Но вместе с тем с двухуровневыми квартирами, а также с квартирами с готовой отделкой.
В обоих кварталах исключены лестницы в подъездах (но есть внутри с дублированием их подъемником либо спуском лифта на уровень пола).
Соблюдается дизайн-код вывесок и оформления витрин:
Сейчас «А-100» одновременно ведет несколько площадок. Это «Цветной квартал», внешне как будто лоукост по сравнению с остальным районом (что объяснимо, например, прилеганием к деревне с ее хаотичной застройкой и не самым лучшим рельефом):
Квартал «Северное сияние» с замкнутым двором и квартирами-террасами с эксплуатируемой кровлей:
Квартал «Нескучный сад» с замкнутым двором и… Пока не знаю, какие у него еще особенности.
И только начался «Центральный парк», пока лишь в конструкциях (слева):
О чем эта экскурсия говорит? Застройщик следует за вкусами своей публики, старается отбрасывать неудачное и дорогое из своего предыдущего опыта и, как мне кажется, главное, делает ставку на детали. Внимание к мелочам и создает особенности предложения «Боровой».
Будем наблюдать.