Сколько еще просуществуют газеты в Беларуси

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Не знаю чем думают белорусские газетчики: в стране проникновение интернета уже выше 50%, а они до сих пор не развивают сетевые версии своих изданий. Печатная пресса во всем мире находится в кризисе, в западных странах традиционные общеинформационные газеты теперь ориентированы на публику 50+, а кое-где и более старшие возрастные группы, и, конечно, все они пытаются как-то трансформироваться, выжить в цифровую эпоху. Задача непростая, но вариантов нет — ты либо идешь в интернет, либо заказываешь оркестр и поминальный стол. Так сколько же отмеряно белорусским газетам?

Недавно я был с неофициальным визитом в одной редакции. Зашел разговор о тиражах, о том, как было раньше и как уже никогда не будет. И сколько вообще осталось, по чесноку. Посчитать не так просто: одно издание будет рентабельным при тираже в 5000, другое начнет загибаться на 20. В то же время справедливо утверждать, что у газет еще хватает пространства для оптимизации производства, что вкупе с довольно медленным оттоком аудитории дает им около 10 лет с учетом постоянного снижения рентабельности и неизбежного сокращения штата.

Традиционное медийное пространство Беларуси сжимается уже несколько лет подряд: объединение республиканских изданий в единый холдинг, закрытие ряда частных изданий, резкое сокращение ассортимента «газет из электричек» — экономический кризис последних двух лет только ускорит процессы.

При этом газетчики не осваивают интернет. Ни одно белорусское издание не имеет хотя бы равнозначный печатному условный сетевой «тираж», кроме, пожалуй «Нашей Нивы», планирующей вскоре отказаться от печатной версии. Более или менее чувствует себя «Комсомолка». Странно? Ничего странного: выход в нестабильное по газетным понятиям интернет-поле неизбежно потребует серьезной экспертизы, которой попросту нет. Денег у СМИ и без того мало, и уж точно их нет на эксперименты с Сетью — проще дорабатывать как есть, а там как-нибудь все образумится… На фоне отсутствия специфических знаний и отсутствия реально работающей схемы монетизации интернет-версий газет, попытка уйти в интернет в 83% случаев обернется провалом.

Власти уже пытались свои газеты объединить в некий единый информационный портал, чтобы на равных конкурировать с tut.by и onliner, но это, конечно, очень смешно. Национальный белорусский прикол делать холдинг из чего угодно здесь не сработает: в штате этого слоноподобного издания не будет ни одного человека, способного внятно ответить, почему популярны перечисленные сайты и непопулярны они — просто из-за отсутствия соответствующего опыта. И немаловажный момент: любой амбициозный интернет-проект требует внушительных инвестиций, речь идет о миллионах долларов. Их, как легко понять, в бюджете нет.

Так какое же будущее ожидают белорусские газеты? Если говорить о государственных, то можно прогнозировать дальнейшее объединение редакций: районных в межрайонные, городских и областных. С республиканскими вопрос уже практически закрыт, последним «Титаником» останется «Беларусь Сегодня», но в среднесрочной перспективе и она встретит свой айсберг, хотя и заметно позже остальных. Все полтора частных общеинформационных издания неизбежно закроются в ближайшие 5-10 лет, если не смогут адаптироваться к запросам интернет-аудитории. Зато сетевые копии позволят сократить операционные расходы и оптимизировать штат.

Согласны? Нет? Жду ваших мыслей.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!