Редакции газет не умеют работать в интернете, им надо переучиваться

gaze

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что белорусские газеты абсолютно незаметны в интернете? Кто-нибудь сходу назовет адреса «Народной газеты» или хотя бы «Рэспублiкi»? Что насчет региональной прессы? Довольно сильные в оффлайне, эти издания беспомощны перед запросами интернет-публики. Неизбежное увядание газетного формата будет все сильнее толкать редакции в Сеть, но там их с существующими подходами к работе ждет забвение и смерть. Даже могучая «Комсомольская правда» не может найти в интернете свою аудиторию, хотя казалось бы…

Для начала выделим разницу между оффлайновыми и онлайновыми изданиями. Самая существенная — это способ доставки до потребителя. Еще: периодичность обновления. Третья: структура и верстка. Четвертая: в русскоязычном оффлайновом сегменте нет конкуренции с российскими изданиями, а в онлайне — сколько угодно. Пятая скрытая: разные подходы к планированию работы редакции. Наконец, шестая: правила игры на поле рекламных денег.

Как видим, разница между оффлайновыми и онлайновыми изданиями существенная. Тем не менее, редакции, как правило, не учитывают эти особенности и просто копируют себя в интернете. Другими словами, растворяются в информационном шуме и становятся никому не нужны. Уже сегодня ряд коммерческих изданий испытывает большие финансовые затруднения, но их интернет-версии положение не спасают: читателей мало, доля случайного траффика наоборот велика, а выросшие за годы бездействий конкуренты в сети давно отжали все рекламные деньги.

Государственным газетам пока легче. Их еще объединяют в холдинги, дают бюджетные средства и помогают с подпиской. Это как подключать к аппарату искусственного дыхания тяжелого больного: вроде бы живет, но пропадет электричество или аппарат понадобится другому, и все, пиши пропало. Конечно, совсем без прессы государство себя не оставит, но многолетнее обсуждение на высоком уровне концепции «государственного информационного интернет-портала» говорит о понимании властями грядущей смены формата СМИ. Кстати, говорят, портал вроде бы уже существует (но его адрес опять же мало кто знает, и не удивительно).

В этой ситуации редакциям остается только одно: учиться работать в Сети. Понимать структуру потребления медиа типичного интернет-пользователя, разговаривать с ним на одном языке и побеждать в борьбе за рекламные деньги. Редакции белорусских газет, как правило, крепкие; часть контента годится для интернета, часть легко переформатируется (в большинстве случаев достаточно сменить заголовок и укоротить текст). А вот с пониманием основ взаимодействия с читателем полный швах.

Не все секреты могу раскрыть для широкой публики, буду только эпизодически описывать ту или иную разность между традиционными газетами и интернет-СМИ (моим бывшим студентам журфака БГУ в этом плане повезло больше, там я выложил не все, но многое).

Например, выше я упоминал о способе доставки информации до потребителя. Почтальон ли приносит газету в дом или провайдер доставляет по кабелям сверстанные интернет-страницы, читатель вступает с редакцией в разные отношения. В первом случае ваш союз скреплен вполне серьезным документом — подписной квитанцией. Вы получили от клиента деньги, а взамен обязуетесь ежедневно или еженедельно потчевать его контентом и программой телепередач. Что-то из опубликованного ему понравится, что-то нет, но на ближайший период подписки вы вместе и неразлучны. Если будете плохо работать, клиент разорвет договор и выберет что-то другое (например, интернет, ха-ха!).

Когда же вы переносите свою работу в Сеть, документальный договор исчезает, но возникает договор социальный. Штука эфемерная, неустойчивая, но таковы правила игры. В интернете никто никому ничего не должен, а контент фактически бесплатный. Не одна газета, а тысячи. Не десяток заметок в номере, а миллионы о чем угодно по всей сети. Парадокс: при этом наиболее читабельны сайты, никогда не имевшие оффлайновых версий, а традиционные газеты прозябают на окраине рейтинга охвата аудитории.

Газеты сдуваются в интернете потому, что не понимают поведения своего читателя. Всю жизнь просуществовав за стеной «редакция не вступает в переписку», журналисты традиционных СМИ так и не поняли, что же нужно их клиентам. Отношение читателя к газете — это «средняя температура по больнице», сформированная за период подписки. Один номер плох, второй хорош, а на выходе — желание продлить договор (кстати, можно обратить внимание как падает качество контента сразу после завершения подписной кампании и как растет оно ближе к дате Х — бывает, из портфеля редакции достаются самые лакомые темы аккурат к концу квартала).

К тому же оффлайновый читатель потребляет контент иначе. Это не рабочий компьютер и свободное время на новости в перерыве между заданиями от босса. Это как правило домашнее кресло или диван, долгая поездка в электричке или чтение за обедом. Более 90% заметок и статей при таком формате попадают на глаза читателя и только такой формат оправдывает художественную составляющую в статьях, сложные конструкции, образы и прочее. В интернете это не работает, 90% заметок наоборот не попадаются на глаза, а время принятия решения «читать — не читать» у клиента сокращается до микроскопических величин.

Это все поверхность айсберга, самое-самое, что делает работу газет в интернете неэффективной. По этим лишь эпизодам можно понять, какая пропасть лежит между традиционной и интернет-журналистикой.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!