Амстердамский Зюдас как пример эстетически очень удачного сити

Амстердамский Зюдас как пример эстетически очень удачного сити
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Наконец-то мне удалось побывать в Амстердаме не в качестве транзитного пассажира, а с достаточным запасом времени на прогулки по интересным районам и улицам. Я летел в нидерландскую столицу с точным планом, который включал обязательное посещение делового района Зюдас, одного из крупнейших сити Евросоюза. Он не такой старый как парижский Дефанс и не такой развитый как франкфуртский Финансовый округ, но зато яркий и в том числе туристически привлекательный. По Зюдасу водят экскурсии, а, значит, в нем есть на что поглазеть обывателям типа меня.

Развитие района сконцентрировано в руках отдельного юридического лица, которым управляет и город, и девелоперы. Будущее площадки закреплено в стратегическом документе Ziudas Vision, а конечной целью объявлено создание лучшего в Европе места для работы, жизни и учебы в перспективе до 2040-го года. Несмотря на столь дальнюю перспективу, в целом район сформировался и, хотя новые участки земли еще продолжают осваиваться, выглядит цельным, обжитым и завершенным.

Сердцем района является железнодорожная станция «Амстердам-Юг», объединяющая линии трамвая, метро, пригородной и дальней железной дороги. От станции всего 8 минут до входа в аэропорт «Схипхол», отсюда можно уехать в любую точку Амстердама, в другие города Нидерландов и даже за границу. Выход из станции на стороне сити обращен к площади имени австрийского композитора Густава Малера. Какое отношение он имеет к Амстердаму, я не знаю.

Зюдас начал строиться только в 90-х годах, а по-настоящему быстро развивался в нулевых и дальше с перерывом на кризис 2008-го, но за короткий срок успел привлечь не только именитых арендаторов, но и хорошие архитектурные студии. По отдельности пятна застройки выглядят разнопланово, однако подчинены некоторым общим правилам: правила просматриваются и в планировке, и в высотности, и в примененных материалах.

Вот в этой высотке у метро квартирует, например, голландский офис Google:

Крупнейшая в мире по обороту юридическая компания Baker McKenzie:

Есть, конечно, и жилье для обеспеченных господ. Вот типичный апартмент билдинг с глубоким клинкером на фасаде:

Пониже:

Чумовой комплекс Summertime, как будто собранный из пикселей и вывалившийся на проезжую часть:

Дизайнеры фасадов Зюдаса тяготеют к широкому использованию металла и кирпича, предпочитают строгие формы и линии, избегая современной моды на деконструктивизм. Это подчеркивает концепцию района, в котором делаются деньги, а потом уже все остальное. Не время расслабляться!

Дороги внутри района допускают автомобили, но при этом большая часть улиц визуально оформлена так, что предполагает смешанный состав участников движения. Тут очевидно, что на мостовой может оказаться и велосипедист, и пешеход, хотя и для тех, и для других есть свои дорожки:

Ну а тут любой догадается, что автомобиль имеет преимущество:

Нескучная лестница:

В структуру района встроены водные каналы, выступающие своего рода границами между крупными блоками:

По берегам устроен газон, но и оставлено дикое разнотравье, цель которого сблизить город и природу. Выглядит, конечно, для нашего глаза непривычно:

Газон:

Плошадь имени Джорджа Гершвина:

Буйство кирпича, который, кажется, мне не надоест никогда:

Бывают и откровенные неудачи. Вот этот фасад собран из клинкера, но зачем было городить такой бестолковый паттерн, ума не приложу:

Получил огромное эстетическое удовольствие от района. Прекрасное место:

Не зря водят туристов.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎