Странный пост, честно говоря. Но возник он вот как: выходные я провел на даче у товарища и на фоне последних месяцев это были удивительно спокойные дни, полностью посвященные ничегонеделанью. Мозг уцепился за детско-подростковые воспоминания, вспомнилось беззаботное время, лето, каникулы и все те активности, которыми мы заполняли теплые дни. Это был «Квадрат», футбол на дворовом поле, игра в пробки и, конечно, разнообразные развлечения с ножами. Спросил у своего сына есть ли что-то подобное сейчас и выяснил, что в ножички больше никто не играет! А ведь это целый культурный пласт, безвозвратно утраченный из-за смены приоритетов подрастающего поколения… Давайте вспомним легендарную игру, за которой были проведены не одни сутки детства.
Я взгуглил, что говорит интернет про игры с ножами. Легко находятся упоминания классического развлечения: участники чертят круг, делят его на равные части и ударами ножей в землю откусывают чужие территории, присоединяя к своей. Но та игра, что была популярна в моем районе, упоминается намного реже. Например, о ее искаженном варианте есть рассказ на Lurkmore:
Участники расходились в разные концы песочницы и условно обозначали свой город. Перед началом игры каждый участник придумывал название своей территории, чем длиннее — тем лучше («Великобритания» была в почёте). Путем втыкания ножа в землю противники шаг за шагом продвигались по территории.
Цель игры: выпилить город противника.
Игровой процесс. Каждое втыкание ножа в землю обозначало единицу боевой техники или оборонительное укрепление. Какое именно — определялось способом удержания ножа перед броском. После успешного броска на месте втыкания ножа схематично изображалась определенная вундервафля, снабженная родовыми знаками строго определенной формы. Метание происходило строго по очереди, в случае невтыкания ножа права на повторный бросок не предоставлялось. Когда юниты сходились на расстояние броска, следовала перестрелка. Чтобы выпилить вражескую вундервафлю, необходимо было воткнуть нож в ее изображение. Затем уничтоженный юнит начисто стирался и следующим броском обозначался собственный. Во время дуэли правило очередности броска отменялось — если для поражения юнита требовалось более одного попадания, участник мог кидать нож до первого промаха, после чего право «выстрела» переходило к противнику.
Существовал целый бестиарий неистовой военной техники. Вот некоторые из них, расположенные по степени увеличения крутости:
Т-34 или «Простак» — нож удерживается за лезвие между большим и указательным пальцем;
Тигр — между указательным и средним;
Пантера — между средним и безымянным;
Королевский Тигр — между безымянным и мизинцем;
Израильский танк — лезвие зажималось в кулак;
Колючая проволока — лезвие пропускалось «змейкой» между вытянутыми пальцами;
Ядерный взрыв — нож ставился острием на кончик пальца и подбрасывался. Применялось для экстерминатуса вражеского города.
Танки одинаковых моделей уничтожались одним броском. «Младший» танк мог уничтожить «старшего» лишь с нескольких бросков — их количество определялось тем, насколько далеко столкнувшиеся на поле брани танки отстоят друг от друга в табели о рангах. Скажем, Тигр мог уничтожить Пантеру с 2-х бросков, Королевского Тигра с 3-х и т. д. «Старший» же танк выпиливал любую нижестоящую шелупонь с одного удачного броска. Чтобы уничтожить защитное укрепление, необходимо было поразить ее изображение броском с соответствующим удержанием ножа, только так!
Это очень похоже на то, во что играли мы! Было два существенных отличия.
Во-первых, набор техники. Простой удар ножом в землю у нас назывался «солдат» (чертился на месте небольшой круг), удар с зажатым лезвием между указательным и большим пальцем был «танком», подброшенный в воздух нож, воткнувшийся в землю, обеспечивал войско «вертолетом». И так далее.
Во-вторых, разбить единицу техники было возможно исключительно повторением приема. Танк выносился танком. Солдат солдатом. Вертолет, мать его, вертолетом.
Установка очень сложных в исполнении единиц надолго тормозила игровой процесс. Например, такой прием как «десант» — брошенный далеко нож, воткнувшийся в землю — повторить было практически невозможно.
За этой стратегией мы проводили часы и сутки своей жизни, чертя огромные игровые поля на холме во дворе. От игры остались самые приятные воспоминания, круче был только «Квадрат».
Такой вот пост :)