«Офисный журналист» закончен как профессионал

manager

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

«Плох тот редактор, который говорит, что новостей нет», — говорил один мой босс из далекого прошлого и очень меня этим злил. Действительно, бывает же такое, когда мир словно засыпает и перестает производить события. Даже, помню, наткнулся на заметку про британских ученых, которые решили проанализировать прессу за XX век, чтобы найти самый спокойный бессобытийный день столетия и нашли такой в середине 50-х. Никто из важных персон не отдал богу душу, нигде не случилось землетрясение и так далее. Это — страшный сон (бездарного) журналиста. Надо учиться новости создавать самому!

Новостей на всех интернет-журналистов никогда не хватало и с ростом количества изданий дефицит продолжить расти. Это, а также отсутствие договоров между СМИ и читателями, о котором я говорю из поста в пост, приводит к гонке за оперативность. Если новость одна, а сайтов десяток, то самые сливки соберет первый опубликовавший. В общем, не самая плохая концепция, некоторые как раз потому и успешны, что умеют быстрее всех рерайтить.

Тем не менее, самые сливочные сливки — это не копипаст, а эксклюзив, как в форме заметок, так и крупных материалов. Когда мой бывший босс говорил о плохом редакторе без новостей, он имел в виду как раз отсутствие эксклюзива, ведь отсутствует он в портфеле редакции лишь по двум причинам: от лености и глупости. Предпочту считать себя из прошлого ленивым…

Действительно, плох тот редактор/журналист, который просиживает за год по три пары штанов в офисах. Новости сами в форточку не прилетают, а писака оттого потихоньку деградирует, маскируясь под «аналитика» — мол, неинтересно больше работать «в поле», хочу писать умные колонки.

Чушь! Журналист заканчивается как профессионал, когда перестает выходить из офиса.

Невозможно поддерживать нюх и тонус на должном уровне, пребывая в четырех стенах. Невозможно впитывать в себя, а затем транслировать для читателя информационную среду, которую порождает улица, город, страна, мир, рассматривая ее через экран монитора, а не собственными глазами. Взгляд этот всегда уникален, чужие впечатления не пережить заново в себе, по итогу — не написать приличную статью. Даже аналитики, из тех, что в самом деле понимают, о чем пишут, за наблюдениями выходят не в интернет, а на улицу, к спикерам, в места событий.

Однако самое главное вот что. В каждом журналисте сидит наблюдатель. Или даже детектив. Это одна из черт таланта: подмечать детали, улавливать изменения, запоминать внешний вид. Черта эта как бы поставляет автору сырье, заготовки идей, те пылинки, на которых потом начинает формироваться жемчужина, будущая статья. Например, иду по вокзалу на поезд, вижу состав до Петербурга с почтовым вагоном. Около вагона стоят два хмурых дядьки в рабочей одежде, курят… Вагон с почтой катается по маршруту Минск — Питер, а вместе с ним наши письма, посылки, переводы.

Идея? Уже неплохо — посадить в вагон журналиста написать репортаж. А если договориться с «Белпочтой» и «Почтой России», то можно проследить весь путь почтового отправления — от броска в ящик у дома до вручения адресату. И вместе с поездкой в этом вагоне, с разговорами за жизнь с потертыми мужичками.

Ни при каких обстоятельствах офисный журналист не сгенерирует такую простую идею просто потому, что перед его глазами нет этого вагона и этих мужиков-проводников. Еще один мой бывший главный редактор говорил: «Я готов выгонять корреспондентов из офиса хотя бы только для того, чтобы они искали глазами свои будущие статьи».

Выше я уже писал: в каждом журналисте сидит наблюдатель. Переборщил, конечно, не в каждом. Но справедливо будет утверждать, что журналист без детектива внутри — он и не журналист вовсе. Так, головная боль для главного редактора со своим извечным «я не знаю, о чем писать».

Не знаешь — уходи из профессии, не твоя она.

Предыдущие выпуски:
Фастфуд-журналистика
Интернет-СМИ как кладбища контента
Найти общий язык с читателем
Упоминать торговые марки в СМИ — нормально, избегать их — нет
Медиа — зеркало ваших страхов
Журналистика — отрасль развлечений, а не информации
Редакции газет не умеют работать в интернете, им надо переучиваться
Для белоруса все, что не передовица «Правды», — «желтая пресса»
Хватит покупать лояльность журналистов. Это не работает!

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Вася, Петя, Вова

    >Идея? Уже неплохо — посадить в вагон журналиста написать репортаж. А если договориться с «Белпочтой» и «Почтой России», то можно проследить весь путь почтового отправления — от броска в ящик у дома до вручения адресату.

    Идея-то классная, жаль, что это нереально.

    • Blisch

      Я летал на запуск космического корабля и щупал пусковую установку большого адронного коллайдера. Нет ничего невозможного

      • Вася, Петя, Вова

        Это классно, но:
        1. Запуск космического корабля — мировое событие, которое просто требует освещения в СМИ.
        2. Ну а БАК — это, в каком-то смысле, какой-никакой, но популяризатор науки, которому нужно внимание СМИ.

        Я, на самом деле, уже вижу материал про почту: всё классно, отлажено, чётко, быстро. И в комментариях: «что за ерунда? Всё плохо (оно на самом деле так).» Мне кажется, что структурам почты (что Белпочты, что Почты России) не нужно лишнее внимание, у них и так с репутацией беда.

        А сделать честный материал (с доступом на сортировочный центр) никто, думаю, не даст. Ибо тогда скрыть ту жесть, которая там происходит нереально.

        • Blisch

          Тыщи журналистов были на центральной сортировке и в Москве, и в Минске

          • Вася, Петя, Вова

            Про сортировочный центр — это например. Я был на СВХ на Вокзальной и даже там творится жесть.

            Вообще я бы с удовольствием прочитал такой материал в понедельник за чашкой кофе, тема-то злободневная.

  • Павел Свердлов

    > Если новость одна, а сайтов десяток, то самые сливки соберет первый опубликовавший.

    Это как раз не факт. Первый опубликуешь — и твоя ссылка съедет под десятком других СМИ, которые опубликовали на секунды/минуты позже.